Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2010 » Январь » 11 » Занятие 10 из 25. Самореализация. Очная ставка с субличностью - Психологический тренинг
15:01
Занятие 10 из 25. Самореализация. Очная ставка с субличностью - Психологический тренинг

Занятие 10 из 25. Самореализация. Очная ставка с субличностью - Психологический тренинг

Цель занятия
Показ того, что все люди разные, но каждый прекрасен, потому что он уникален. Рецепт достижения гармонии с самим собой.

Ход занятия

Приветствие

Упражнение «Мои предпочтения»
Ведущий раздает листы и просит участников задумать свой любимый цвет и затем описать его тремя словами (например, для «синего» – прохладный, расслабляющий, отстраненный).
Участников отвечают на вопрос: «Если бы у Вас в зоопарке была возможность сфотографироваться с любимым животным, кого бы Вы выбрали?» и описать животное тремя словами (например, для «тигра» – сильный, опасный, напружиненный).
Участники задумывают свой любимый город и придумывают для него три характеризующих слова (например, для «Санкт-Петербурга» – интеллектуальный, деловой, освежающий).
Ведущий сообщает участникам, что:

  • три характеристики цвета – это то, как видят их окружающие;
  • три характеристики животного – как они видят сами себя в общении с окружающими;
  • три характеристики города – какими они хотели бы видеть себя в работе.

Вопросы для обсуждения результатов с группой:
Что вы думаете о результатах этого упражнения?
В какой степени результаты упражнения могут дать настоящий ключ к восприятию себя?
В чем риск и цена того, чтобы воспринимать, описывать и оценивать человека, используя ограниченные и неконкретные характеристики?

Основная часть

Упражнение «Разговор субличностей»
Ведущий. Ежедневно каждый человек оказывается в ситуациях, в которых ему необходимо сделать выбор. Порой этот выбор мучителен. Одиннадцатиклассник, например, разрывается между желанием развлечься на дискотеке и необходимостью подготовиться к завтрашней контрольной работе по математике. Учитель, вернувшись, домой, совершает выбор между профессиональным долгом (проверить пачку тетрадей), супружескими обязанностями (приготовить семье ужин) и желанием поваляться на диване с интересной книжкой. И это только самые простые ситуации будничного выбора. А ведь иногда наши противоречивые мотивы буквально раздирают нас на части. Создается впечатление, что во внутреннем мире звучат голоса разных людей, вступающих в споры и пререкания друг с другом. Создатель психосинтеза Р. Ассаджиоли назвал таких «внутренних людей» субличностями. Это именно они нарушают гармонию внутри нас и вызывают ситуацию внутриличностного конфликта. Мы сможем попробовать разобраться с теми субличностями, которые живут в нас, и помочь им найти контакт друг с другом. Может быть, нам удастся отвести каждой субличности подобающее место в нашем внутреннем мире.
1 этап. Ведущий дает установку записать абсолютно все желания, которые приходят в голову, не ограничивая себя. Можно начинать с «Я хочу…». Не останавливаться, даже, если желания иссякли - просто вести волнистую линию – наверняка в голову придет еще какая-нибудь мысль
Ведущий. Приготовьте, пожалуйста, листы бумаги и авторучки. Вам нужно написать на этих листах все свои желания, которые сегодня, сейчас, в эту минуту будут приходить вам в голову. Подчеркиваю — абсолютно все, любые желания! Это может быть желание пойти в туалет или желание стать министром образования, желание изучить английский язык или приобрести трехкомнатную квартиру. Не ограничивайте себя. После завершения работы можете никому не показывать свои записи. Нумеруйте каждое желание, начиная его запись с новой строчки. Каждый пункт можно начинать со слов «Я хочу...». Слева на листе оставьте небольшие поля — достаточно двух-трех сантиметров.
Работа будет продолжаться в течение пятнадцати—двадцати минут. Если вам покажется, что вроде бы все желания иссякли, — не останавливайтесь, Если вам все понятно, то можете начинать работу.
2 этап. Каждый называет количество зафиксированных желаний. Обращается внимание на их разноплановость. Затем все желания группируются по каким-либо критериям. Должно получиться от 3-х до 6-ти групп. Количество желаний в группе может быть разным.
Ведущий. Давайте назовем количество зафиксированных вами желаний (Отвечает каждый участник).Перечитайте про себя записанные вами желания. Наверное, они оказались довольно разноплановыми: одни связаны с материальными потребностями, другие — с романтичными мечтами, третьи — с нацеленностью на личностное развитие. Впрочем, у каждого они особенные.
Выберите какие-либо критерии, по которым вы можете разбить ваши желания на отдельные группы. Обозначьте желания, относящиеся к одной группе, каким-нибудь символом — для этого мы и оставляли на листах слева поля. Символами могут быть галочки, квадратики, кружки и любые другие значки по вашему выбору. Не стремитесь к слишком дробной классификации. Неплохо, если у вас получится от трех до шести групп. Не надо стараться, чтобы группы были равными по объему. Количество желаний в группах может быть разным.
3 этап. Под списком желаний участники записывают названия выявленных групп желаний. Ведущий говорит, что в каждой из записанной группы желаний отражается определенная субличность, проявившаяся здесь и сейчас. Как будто за каждой совокупностью желаний стоит некий человек, имеющий свой собственный склад личности и мечтающий именно об этом и ни о чем другом. Как можно было бы назвать такого человека? После написания названий участники изображают «диаграмму личностей». Размеры секторов определяются в соответствии с количеством желаний каждой субличности.
Ведущий. Каждая группа желаний связана с какой-то стороной вашей личности, с какими-то главными мотивами, действующими в вашей жизни. Пользуясь терминами психосинтеза, можно сказать, что каждая группа отражает определенную субличность, проявившуюся здесь и сейчас. Представьте, что за каждой совокупностью желаний стоит некий человек, имеющий собственный склад личности. Как можно было бы назвать такого человека? Попробуйте придумать названия получившимся субличностям. Так, скажем, группу желаний, связанных с материальными приобретениями, можно было бы назвать «Руки загребущие», а группу романтических желаний о дальних путешествиях можно объединить названием «Синдбад-мореход». Чем ярче и остроумнее окажутся названия — тем лучше. Запишите эти названия под списком желаний, снабдив их соответствующими значками.
Дождавшись момента, когда большинство участников справится с заданием, ведущий предлагает каждому изобразить свою «диаграмму субличностей», распределив названия субличностей по секторам и приведя размеры секторов в соответствии с количеством желаний каждой субличности.

После этого ведущий предлагает желающим сообщить группе названия своих субличностей и количество желаний, попавших с соответствующую группу. Ведущему надо обратить внимание на тех участников, кто вызвался озвучить получившиеся у него результаты. Как правило, именно кто-то из них на следующих этапах проявляет желание стать протагонистом. Ведущему следует поощрять участников рассказывать о собственной «диаграмме субличностей», но не надо настаивать на этом. Иногда придуманные названия, бывают очень остроумными и емкими — «Собака на сене», «Курица-наседка», «Луч света», «Наташка с крылышками» и другие.
Обсуждение. Ведущий поощряет высказывания участников и их комментарии собственным «диаграммам субличностей», но не настаивает на этом.
4 этап. Психодраматическая процедура.
Ведущий. Итак, нам удалось вычленить некоторые из наших субличностей, которые проявились здесь и сейчас. Кто из вас желает с ними поближе познакомиться и попытаться выяснить, какая из них для вас наиболее значима? Предупреждаю, что этому человеку придется открыть другим список своих желаний.
Затем протагонист выбирает из участников группы тех, кто, по его мнению, сможет исполнить роли каждой из его субличностей и объясняет им суть их ролей и содержание желаний, характеризующих каждую. Затем протагонист должен встать в середину круга. Субличности занимают место вокруг него. Задача протагониста слушать. Задача каждой субличности убедить его в том, что именно она самая важная, самая главная в его личности. Пока протагонист и его субличности подготавливаются, ведущий дает наставления группе относительно внимательного наблюдения за тем, что будет происходить в дальнейшем.
Ведущий. Сложность предстоящей процедуры будет состоять в том, что все субличности будут говорить одновременно. У протагониста будет возможность регулировать этот процесс одновременного говорения следующим образом

  • Поднятие руки – просьба какой-нибудь субличности говорить громче.
  • Опускание руки – говорить тише
  • «Захлопывание» горизонтальных ладоней  - знак замолчать этой субличности
  • Движение руки к себе – знак приблизиться
  • Руки, скрещенные над головой – означает просьбу замолчать всем.

Только после четкого уяснения инструкции по сигналу ведущего субличности начинают убеждать протагониста. Сила эмоционального воздействия этой процедуры очень велика. Ведущий должен предельно внимательно следить за ходом процесса и реакцией протагониста. Сразу после того, как протагонист подает знак о прекращении говорения, ведущий просит его расставить субличности вокруг себя таким образом, чтобы он ощущал себя комфортно.
Обсуждение. Ведущий обращается к протагонисту: «Что вы сейчас чувствуете?». Затем своими впечатлениями делятся вспомогательные лица.
Возможно, возникнет необходимость проведения традиционных психодраматических процедур – деролинга (снятие роли) и шеринга (вербального или невербального выражения сопереживания протагонисту).

Завершение занятия

Упражнение «Живая анкета»



Можете приобрести все 25 занятий курса одним файлом
Курс личностного развития старшеклассников
Купить - Курс личностного развития старшеклассников


Категория: Курс личностного развития старшеклассников | Просмотров: 4606 | Добавил: alex | Теги: субличность, Купить психологические тренинги для, Курс личностного развития, субличности, Тренинг | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
1 alex  
1
Не все понимают, но лучше сверстника подростку никто не объяснит. В этом занятии делается упор на мнение старшеклассников, но не всегда (под контролем). Главное, вначале занятия настроить детей на работу, а не на "Балдёжь"

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]