Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2010 » Январь » 11 » Занятие 12 из 25. Самореализация. Транзактный анализ (продолжение)
14:50
Занятие 12 из 25. Самореализация. Транзактный анализ (продолжение)

Занятие 12 из 25. Самореализация. Транзактный анализ (продолжение) - Психологический тренинг

Цель
Помощь студенту в определении способов взаимодействия с окружающими.

Оборудование
Текст теста «Знаешь ли ты себя?», схема основных жизненных позиций, текст к упражнению «Расшифровка вашего сценария», релаксационная музыка.
Ход занятия
Приветствие

Тест «Знаешь ли ты себя?»
Многие из нас бояться реальной жизни, и поэтому предпочитают витать в облаках. Ответьте на вопросы, и вы узнаете, насколько вы прагматичны или реалистичны.

  1. Получив газету, просматриваете ли вы ее, прежде, чем начать читать?
  2. Едите ли вы больше обычного, когда расстраиваетесь?
  3. Думаете ли вы о своих делах во время еды?
  4. Храните ли вы письмо от близких людей?
  5. интересует ли вас психология?
  6. Боитесь ли ездить на большой скорости?
  7. Избегаете ли вы думать о смерти?
  8. Любите ли вы помечтать перед сном?
  9. Способны ли устать после 8-часового сна?
  10. Делитесь ли вы с другими личными трудностями?
  11. Читаете ли Вы любовные романы?
  12. Избегаете ли вы одиночества?
  13. Бывает ли так, что из-за неприятностей вы заболеваете?
  14. Случалось ли вам в задумчивости проезжать нужную остановку?
  15. Возникало ли у вас желание жить в другом городе?
  16. Считаете ли вы характер человека наследственной чертой?
  17. Смотрите ли вы фильм до конца, если он о любви?

«Да» - 5 баллов.
75 – 85. Пожалуй, вы прячетесь от действительности. Не мешало бы изредка взглянуть в глаза реальной жизни. Это поможет вам лучше сориентироваться в жизни и несколько оградить себя от неприятностей.
55 – 70. Ваши мечты не всегда сообразуются с реальной жизнью. Вам это мешает, но не уделяйте этому слишком много внимания и душевных сил. И не ищите совершенного разрешения всех жизненных проблем. Ведь звезды сияют даже тогда, когда их не видно.
30 – 50. Вы смогли установить равновесие между иллюзиями и реальностью. И хотя вам все же свойственна некоторая мечтательность, и даже сентиментальность, вы вполне соизмеряете их с действительными возможностями.
5 – 20. Вы чрезмерно заземлены, прагматичны. Вам не хватает романтичности, она пошла бы вам на пользу. Жизнь, конечно, вещь серьезная, но иногда и чувство юмора помогает преодолеть препятствия.

Основная часть

Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Игры, которые используются людьми для заполнения психологического пространства и для получения «поглаживания», могут быть разнообразными. Они очень тесно связаны с еще одним понятием, которому Берн отводил значительную роль в своей теории. Далее мы будем говорить о жизненном сценарии, анализ которого может объяснить, почему мы выбираем те или иные игры, занимаем в общении с людьми ту или иную роль, входим в то или иное состояние «Я».
Все начинается с того, что большинству из нас хотелось бы получать исключительно позитивные безусловные поглаживания. «Люблю тебя таким, какой ты есть» – вот суть таких поглаживаний. Однако более обычны условные поглаживания, которые подразумевают, что мы желанны или любимы, только пока мы достаточно милы, благоразумны или водимся только с теми, с кем следует. В детстве каждый из нас встречается с противоречием между своим стремлением к удовлетворению собственных потребностей и необходимостью ладить с родителями или лицами, играющими их роль (получать от них поглаживания). К возрасту четырех-пяти лет дети начинают понимать, как следует манипулировать окружением и контролировать свое поведение с тем, чтобы получать как можно больше поглаживаний со стороны окружающих. В это время ребенок приходит к основанному на уже полученном опыте существования принципиальному решению относительно того, чего можно ожидать от жизни, и какую позицию по отношению к миру лучше всего занять. То, каким оказывается это решение, зависит от сочетания полученных ребенком позитивных и негативных поглаживаний и от состоятельности того, что сообщено ему родителями. Ко времени поступления в школу дети успевают испытать едва ли не все виды родительского отношения, и все, что в этом смысле может быть новым, только подкрепляет уже усвоенное. Самое важное состоит в том, что решение, принятое ребенком в весьма раннем возрасте, закрепляется как стиль его отношений с окружающими на протяжении всей его последующей взрослой жизни.
Берн описал четыре основные жизненные позиции, которые человек может занимать и защищать всю жизнь в результате своего раннего решения: «Со мной все хорошо, и с вами все хорошо»; «Со мной все хорошо а с вами – нет»; «С вами все хорошо, а со мной – нет» и «Со мной все плохо и с вами все плохо». Те, кто выбрал вариант «Со мной все хорошо, и с вами все хорошо», пришли к заключению, что они люди стоящие, что другие в основном тоже хорошие люди и что в жизни в принципе все доступно. Те, кто выбрал вариант «Со мной все хорошо, а с вами – нет», склонны воспринимать других людей как опасных и не заслуживающих доверия, а жизнь – как «выживание наиболее приспособленных». В крайнем выражении такая позиция приводит к формированию параноидальной личности. Вариант «С вами все хорошо, а со мной – нет» представляет собой взгляд на мир человека, пребывающего в состоянии депрессии, а вариант «Со мной все плохо, и с вами все плохо" в своей крайней форме отражает жизненную позицию шизоидной личности.

Схема основных жизненных позиций

 

Когда ребенок занимает какую-либо жизненную позицию, он усваивает и способы ее защиты и стремится избежать влияний, которые могут ее поколебать. Берн приводит яркий пример патологического развития личности. В детстве Рита имела привычку выбегать навстречу отцу, когда он возвращался вечером с работы, чтобы его встретить. Однако ее озадачивало, что иной раз отец бывал с ней приветлив и заботлив, а иногда – груб и резок. По мере того как такие неприятные случаи учащались, девочке все меньше хотелось вообще встречать отца. Так и получалось, что, когда отец являлся домой в хорошем расположении духа, он корил дочку за то, что она его не встречает, когда же Рита выбегала к отцу, а тот был не в духе, он прогонял ее. Когда Рите было четыре года, между отцом и матерью произошла особенно крупная ссора. В испуге Рита разразилась слезами. В тот момент она и решила, что «мужчины – звери», то есть заняла позицию «Со мной все хорошо, а с вами (мужчинами) – нет». Став взрослой, Рита начала устанавливать отношения только с мужчинами, склонными к дурному обращению с женщинами, потому что все другие могли поколебать выбранную ею позицию относительно мужчин. Рите необходимо было поступать так, чтобы оправдать психологические затраты, которых потребовало принятое в детстве решение, и доказать себе, что даже самые добропорядочные с виду мужчины под тонкой оболочкой хороших манер прячут свою грубую животную натуру.
От основной позиции человека зависит его жизненный сценарий – генеральный план, который организует жизнь человека. Исследование сценариев явилось конечным этапом разработки Берном теории ТА. Сценарий – это персональный план жизни, выработанный в качестве стратегии выживания. Если родители стараются развить у ребенка чувство собственной значимости, ребенок разрабатывает конструктивный сценарий жизни, в который вкладывает ощущение своей состоятельности, веры в себя и в свое будущее. Деструктивные сценарии являются следствиями решений, принятых с целью совладать с негативными влияниями. Таким образом, от жизненной позиции ребенка зависит разрабатываемый им сценарий.
По Берну, наиболее важные решения, определяющие отношение к жизни, принимаются в первые два-три года, а большая часть сценариев усваивается до шести лет.
По Берну, сценарий проявляется в движениях, жестах, позах, манерах человека. Берн считал, что важную роль в создании жизненных сценариев играют и запомнившиеся с детства фантазии и сказки. Например, история Красной Шапочки несет сообщение «Будь хорошей, вежливой девочкой», внушая, что хорошее поведение и усердие будут в конце концов вознаграждены. Женщины, которые живут по сценарию этой сказки, имеют тенденцию тушеваться, будучи при этом славными и преданными, но в то же время вечными жертвами. Характер сценария зависит и от культурной среды, из которой происходит данный человек. В нашей культуре на протяжении многих поколений для женщин считались уместными такие сценарии, в которых им отводилась роль низшего по отношению к мужчине существа.

Упражнение «Расшифровка вашего сценария»
Ведущий. Сны, фантазии, сказки и детские рассказы могут привести к разгадке вашего жизненного сценария. Если информация урока заинтересовала вас, и вы хотите провести анализ вашего жизненного сценария, попытайтесь угадать, что могут вам сказать образы из ваших снов, фантазий и детских рассказов, связанные с ними чувства. Дайте простор вашей интуиции. Если повезет, то вы будете удивлены тому, как много вы узнали о себе и своем сценарии. А сейчас проведем визуализацию под управлением. Расслабитесь, закройте глаза.
Представьте, что вы в театре. Это спектакль вашей жизни. Что за спектакль вы собираетесь смотреть? Комедию или трагедию? Драму или мыльную оперу? Интересный это спектакль или скучный, героический или заурядный – или какой-то еще? Полон ли театр, полупустой или пустой? Будет ли публика восхищаться или скучать? Веселиться или плакать? Будет ли она аплодировать или уйдет со с спектакля – или что-то другое? Как называется ваш спектакль, спектакль о Вашей жизни? А сейчас свет потушен. Поднимается занавес. Ваш спектакль начинается. Вы видите первую сцену. Эта самая первая сцена вашей жизни. Вы – младенец. Что вы видите вокруг себя? Кто там? Видите ли вы лица? Если видите лицо, обратите внимание на его выражение. Что вы слышите? Осознайте то, что сто чувствуйте. Осознавайте то, что чувствуете. Может быть, вы чувствуете что-то физически или переживаете эмоции. Чувствуете ли какой-либо запах или ощущаете что-либо на вкус? А теперь на какое-то время осознайте эту первую сцену вашего спектакля…
А сейчас наступила вторая сцена. В этой сцене вашего спектакля вы – ребенок в возрасте от трех до шести лет. Где вы? Что видите вокруг себя? Есть ли кто-нибудь рядом? Кто это? Что они говорят вам? Что вы отвечаете? Слышите ли какие-нибудь другие звуки? Что вы чувствуете в этой сцене? Испытываете ли какие-то физические ощущения или эмоции? Может быть, вы чувствуете какой-то запах или ощущаете что-то на вкус? Затем осознайте то, что видите, слышите, чувствуете во второй сцене вашего спектакля, в которой вам от трех до шести лет…(затем идет сцена жизни от десяти до шестнадцати лет, настоящая сцена, сцена десять лет спустя, последняя сцена сценария).
А теперь вернитесь в настоящее и поделитесь с классом своими ощущениями.
Психолог подводит итог занятию, при этом каждый присутствующий должен понять, что сценарий – это не приговор, а информация для рассуждения и задел для работы над своим будущим. Все классы поведения могут стать для каждого предметом свободного выбора. Правильно применив информацию урока, каждый становится способен к свободным от игр взаимоотношениям. Отныне у него появляется возможность развивать способности, свойственные самостоятельной личности. У человека должна быть возможность выбора, свобода самому решать, какие выражать чувства из возможного их набора (чувства Родителя, чувства Взрослого или чувства Ребенка), свобода от принуждения играть в игры и испытывать только те чувства, которые в человеке воспитаны.

Завершение занятия

Упражнение «Живая анкета»



Можете приобрести все 25 занятий курса одним файлом
Курс личностного развития старшеклассников
Купить - Курс личностного развития старшеклассников


Категория: Курс личностного развития старшеклассников | Просмотров: 3533 | Добавил: alex | Теги: сценарий жизни, Транзактный анализ, Берн, Купить психологические тренинги для, спектакль, Курс личностного развития, Тренинг, поглаживания | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]