Занятие 18 из 25. Я и мое имя - Психологический тренинг
Цели
Способствование формированию позитивного образа «Я», создание условий для развития навыков общения, активизирование процесса самопознания.
Оборудование
Ручки и бумага.
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Разведчики»
Участники по сигналу ведущего находят себе пару, причем нельзя разговаривать и использовать жесты. Можно только взглядом «договорится» с кем-нибудь. По команде: «Обменялись информацией» - участники меняются местами со своим «напарником». Игра проводится несколько раз.
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей Ведущий.Имя дается человеку другими людьми и в такой момент жизни, когда посоветоваться с ним самим никак невозможно. И все люди по-разному относятся к своему имени: кому-то оно нравится, а кому-то нет. Мне интересно ваше отношение. Сейчас мы покажем его на пальцах. Мы закроем глаза, я хлопну в ладоши, и пять пальцев покажет тот, кто в восторге от своего имени, четыре — кому оно нравится, три — относится спокойно, два — не очень нравится, один — совсем не нравится. Приготовились, закрыли глаза... (Ведущий хлопает в ладоши.) Открываем глаза, посмотрим, что получилось. (Без комментариев.) А как вы думаете, важно, чтобы свое имя нравилось? А почему? Я тоже думаю, что важно.
Как мир меняется,
и как я сам меняюсь!
Лишь именем одним
я называюсь!
Эти слова Николая Заболоцкого подчеркивают постоянство нашего имени, ведь оно дается человеку, как правило, папой и мамой один раз и на всю жизнь. И хорошее отношение к имени служит первой ступенькой на пути принятия человеком самого себя.
Упражнение «Все мои Я»
Ведущий. У каждого из нас несколько имен. Родители нас называют совсем не так, как обращаются к нам приятели. Сейчас на листе напишите все свои имена, которыми вас когда-нибудь называли люди, причем, отведите каждому имени свое место на листе и очертите границы. Каждое имя занимает в вашем внутреннем пространстве свою территорию. Размер площади занимаемого пространства каждого имени – это индекс значимости этого имени для вас. Подчеркните то имя, которое нравится вам больше всего. Есть замечательные слова Марины Цветаевой: «Мы сами выбираем наши имена, случившееся — всегда лишь следствие...». Сейчас попытаемся разобраться в происхождении своих имен и подумать, как они действуют на нашу судьбу.
Упражнение «Автобиография имени»
Участники по желанию рассказывают биографию какого-нибудь своего имени (когда появилось имя, сколько ему сейчас лет, где оно используется и кем, нравится ли оно владельцу, и т.д.). Ведущий может сам начать рассказ.
Упражнение «Индивидуальность моего имени»
У каждого участника заготовлены бумага и карандаш.
Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, которые отличают одно его имя от всех остальных. Это может быть признание своих очевидных достоинств или талантов, жизненных принципов и т. п. В любом случае информация должна носить позитивный характер. Ведущий может привести три примера из жизни какого-то своего имени, чтобы участникам стало полностью понятно, что от них требуется. Необходимо использовать свою фантазию и чувство юмора. Ведущий предупреждает, что записи будут собраны, а затем зачитаны. Участники должны отгадывать, кто является автором тех или иных утверждений. У каждого, чей листочек был зачитан, есть право не признаваться, что он автор этих записей. При обсуждении ведущий отмечает положительные аспекты того, что каждое имя характеризует своего владельца и влияет на него. Упражнение «Кто позвал?»
Центровой участник сидит спиной к остальным. Кто-нибудь тихонько подходит к нему и называет шепотом его имя и садится на место. Центровой должен догадаться, кто его позвал.
Упражнение «Имя как оракул»
Каждый участник пишет на листе бумаги свое имя, из букв которого ему предстоит составить новые слова. Если в имени слишком мало букв (например, Ия) или из них по каким-то причинам невозможно составить несколько новых слов (допустим, среди членов группы есть «неудобные» имена Анна или Петр), участник должен записать свою фамилию. Составление новых слов из букв имени/фамилии – задание для разминки. Каждую букву можно использовать сколько угодно раз. С другой стороны, каждое новое слово необязательно должно состоять из всех имеющихся в имени/фамилии букв. Придуманные слова могут быть правильно написаны на каком-нибудь европейском языке или быть словами какого-то воображаемого языка.
Ведущий спрашивает у студентов, сколько слов им удалось придумать. Пусть кто-нибудь из участников прочитает получившиеся слова. Этого достаточно для подготовки к замечательному эксперименту, который каждый проведет над своим именем. Для начала буквы имени (теперь фамилия не нужна) записываются в обратном порядке. Каждая буква – это начало слова, которое участнику предстоит придумать и записать. Последовательно прочитанные, эти слова могут нести важную информацию: некое напутствие для носителя имени. Оно может содействовать тому, что жизнь данного человека примет удачный оборот, потечет счастливо и продуктивно. Как звучит это пожелание?
Кто полагает, что его имя содержит слишком мало букв, имеет возможность попросить дополнительную букву у одного из членов группы. При этом нельзя требовать определенную букву, нужно принять именно ту, которую согласится «одолжить» другой участник. Когда все запросы относительно дополнительных букв будут удовлетворены, группа может приступить к работе. На выполнение задания отводится 5 минут. Теперь каждый участник называет себя, зачитывает группе свое перевернутое имя и получившееся напутствие.
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|