Занятие 24 из 25. Особенности эмоционального общения. Тренинг положительного эмоционального контакта - Психологический тренинг
Цели
Ознакомление студентов с классификацией эмоционального общения и формирование навыков узнавания и осуществления положительного эмоционального контакта в различных ситуациях общения.
Оборудование
Магнитофон, кассеты со спокойной музыкой.
Ход занятия Приветствие
Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе на занятии.
Упражнение «Отгадай»
Участники поочередно выходят из-за парты и поворачиваться к классу спиной. Одноклассники задают ему любые вопросы, отвечать на которые необходимо, называя имя спрашивающего.
В ходе обсуждения обращается внимание на характер вопросов, впечатления отвечающих, которые часто отмечают, что иногда удавалось сразу, без затруднений определить имя задающего вопрос, в то время как других участников удавалось узнать только после нескольких попыток. В этом случае группе может быть задан вопрос: «Как вы думаете, с чем это связано?» и предоставлена возможность для обсуждения.
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Подводя итог предшествующего упражнения, мы можем сказать, что общение происходит как при помощи слов (вербальное общение), так и без них (невербальное общение). Общение чаще всего бывает эмоционально окрашено. Почти в любом акте взаимодействия присутствует эмоция.
А вот примеры неэмоционального общения:
а) информирование — такой вид общения, при котором осуществляется передача какого-либо сообщения от одного лица к другому;
б) побуждение — вид общения, которое осуществляется для побуждения одного лица другим к какому-либо отношению, действию, поступку.
Эмоциональное общение — это общение, в котором присутствует эмоциональная информация, эмоциональный обмен. Классификацию эмоционального общения можно представить в следующем виде (см. схему).
Сегодня мы остановимся на первом уровне эмоциональной рефлексии. Рефлексия — это процесс самопознания субъектом своих состояний, ощущений, понимания того, как к нему относятся окружающие. Общение на уровне эмоциональной рефлексии осуществляется без включения глубинных сторон души человека, на уровне только внешних проявлений эмоций, по принципу «стимул — реакция». Ты меня «погладил» — я тебя «погладил», ты меня «уколол» — я тебя «уколол». В теме сегодняшнего урока было заявлено «Тренинг положительного эмоционального контакта», то есть мы сегодня говорим о «поглаживаниях».
«Поглаживания» — это различные способы эмоциональной поддержки собеседника.
Ролевой тренинг
1. Вид «поглаживания» — комплимент. Упражнение «Послания»
Цели упражнения:
— тренировка умения увидеть сильные стороны, положительные качества в любом человеке;
— тренировка умения находить нужные слова для приятного, продуктивного общения.
Упражнение выполняется на листочках. Каждый пишет приятное сообщение кому-нибудь из класса. Листочки собираются и ведущий зачитывает послания, не называя авторов.
2. Вид «поглаживания» — поддакивание. Как оно может звучать? Примеры:
- да, да
- да, ты прав
- угу
- а как же иначе
- конечно
- и т. д.
3. Вид «поглаживания» — дружеские жесты и мимика.
Учащиеся приводят примеры таких жестов:
- объятия
- похлопывание по плечу
- рукопожатие
- подмигивание.
Упражнение «Установление контакта»
Все участники садятся по кругу.
«Мы сегодня будем работаем над проблемой установления контакта и сейчас выполним такое упражнение. Пусть кто-нибудь (кто именно, мы решим позже) выйдет из комнаты. Когда он вернется, ему надо будет определить, кто из участников готов вступить с ним в контакт. При этом мы все будем пользоваться только невербальными средствами. Сделать вывод о наличии желания установления контакта или о его отсутствии надо после того, как вы посмотрите на человека».
Тренер спрашивает группу о том, кто хотел бы начать работу, или предлагает это сделать конкретному участнику. Вызвавшийся (или выбранный) выходит из комнаты, а группа в его отсутствие определяет участника, которому надо будет вступить в контакт. Остальные должны демонстрировать нежелание, отсутствие готовности это сделать. Затем приглашается ожидающий за дверью участник и он, последовательно подходя к каждому, определяет готовность участников вступить в контакт.
Упражнение включает еще два последовательных шага, организация которых аналогична приведенному выше, только во втором случае в контакт готовы вступить трое участников, в третьем — каждый сам решает, будет он вступать в контакт или нет.
При обсуждении результатов упражнения обращается внимание на признаки, которые были определяющими при установлении готовности к вступлению в контакт. Предметом обсуждения могут стать сложности, связанные с однозначностью предъявления своего желания (или его отсутствием) вступить в контакт. Часто появляются идеи о необходимости дополнительной тренировки в интересах приобретения однозначности своих проявлений подобного рода, просьбы повторить, продлить или модифицировать это упражнение. Характерно, что группа, как правило, воспринимает эти идеи очень заинтересованно и эмоционально.
Возможно провести усложненный вариант упражнения. Центровой участник заходит в класс с закрытыми глазами с помощью ведущего. Ведущий ставит его на воображаемой линии, которая делит комнату пополам и сообщает, что в одной стороне сидят люди, которые желают вступить с ним в контакт, а в другой нежелающие этого. Центровой участник должен догадаться, кто и где сидит.
4. Вид «поглаживания» — эмоциональное заступничество.
Учащиеся называют фразы, отражающие данный вид «поглаживаний»:
- Что вы к человеку пристали!
- Он не мог поступить иначе.
- Он все делает правильно!
- Это не его вина, а его беда.
5. Вид «поглаживания» — похвала.
Примеры:
- Молодец!
- Умница!
- Ты сегодня заслуживаешь похвалы.
6. Вид «поглаживания» — проявление нежности.
Примеры:
- Ах ты, мой родной!
- Умница моя!
- Дорогая...
7. Вид «поглаживания» — сочувствие.
Что мы говорим, когда жалеем кого-нибудь, сочувствуем?
- Ты мой бедненький!
- Горе ты мое луковое!
- Ты моя маленькая...
8. Вид «поглаживания» — успокаивание.
Какими словами можно успокоить человека?
- Не волнуйся, дорогой.
- Успокойся, все будет хорошо.
- Жизнь, как зебра, и за черной полосой обязательно будет белая.
- Не стоит беспокоиться...
9. Вид «поглаживания» — проявление дружелюбия.
Примеры поддержки:
- Ничего, справимся!
- Не переживай, преодолеем!
- Не волнуйся, мы с тобой.
- Не грусти, ты не одинок.
Ведущий. Какие еще варианты поглаживания вы можете предложить?
Релаксация
Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь... Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос... Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.
Представьте, прочувствуйте, что такое нежность. Вспомните эпизод в вашей жизни, когда к вам относились с нежностью и любовью. Прочувствуйте это. А теперь представьте, что вы относитесь к кому-то с нежностью. Вспомните такую ситуацию, когда вы проявляли это чувство, или смоделируйте ситуацию, в которой вы хотели бы так себя проявить. Проживите и переживите эту ситуацию. Запомните это чувство.
Хорошо...
А теперь представьте и прочувствуйте, что такое сочувствие.
Вспомните эпизод вашей жизни, когда к вам относились с сочувствием.
Представьте, что к вам с сочувствием относится кто-то из близких — папа или мама, бабушка или дедушка, брат или сестра...
Почувствуйте это.
А теперь представьте, что вы относитесь к кому-то с сочувствием.
Сочувствуя человеку, вы чувствуете вместе с ним, переживаете его чувства как свои. Прочувствуйте, как эти переживания с каждой секундой все глубже проникают в вас... Сочувствие — это отзывчивость, сердечность, душевность, чуткость, участливость.
Представьте: вы относитесь с сочувствием к другу.
Чувствуя согласно, сообща, вы переживаете беду друга почти как свою. Вы сострадаете ему, соболезнуете, жалеете...
Почувствуйте сострадание, жалость к кому-то из родных, близких...
А теперь представьте, что вы отнеслись с сочувствием, жалостью к кому-то из не очень близких друзей, просто знакомых... к совершенно незнакомому человеку...
Запомните это чувство... Жалеть — значит болеть сердцем, щадить, беречь, не давать в обиду.
И пусть эти чувства, эти переживания навсегда поселятся у вас в душе...
Хорошо.
А теперь представьте, что такое справедливость. Вспомните лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Почувствуйте доброжелательное к ним отношение. А теперь подумайте о каждом в отдельности. Подумайте, чего бы вы хотели ему пожелать, чего, на ваш взгляд, ему не хватает. Может быть, кому-то не хватает уверенности в себе, кому-то — чувства юмора, кому-то — терпения. Итак, вспомните лица всех тех, кто сидит рядом с вами, подумайте о них и пожелайте им добра, счастья и любви.
И когда вы почувствуете, что выполнили эту работу до конца, что вспомнили всех, что вы отдохнули и вам не хочется больше сидеть с закрытыми глазами, вы откроете глаза. Каждый — тогда, когда ему этого захочется.
Это упражнение заставило вас еще раз пережить и прочувствовать приятные моменты вашей жизни. Прислушайтесь к себе. Какая эмоция сейчас в вас доминирует, является главной? Назовите ее...
Упражнение-активатор
Цель упражнения: вернуться в состояние активности, бодрости.
Пантомима
Передать по кругу:
- пушинку;
- «снежок»;
- печеную картошку (горячую);
- живую мышку.
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|