Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2010 » Январь » 11 » Занятие 25 из 25. Как развивать навыки самообладания в общении с неприятными людьми - Психологический тренинг
12:45
Занятие 25 из 25. Как развивать навыки самообладания в общении с неприятными людьми - Психологический тренинг

Занятие 25 из 25. Как развивать навыки самообладания в общении с неприятными людьми - Психологический тренинг

Цель занятия
Отработать в ситуациях общения навыки психологической защиты от критики.

Оборудование
Магнитофон, кассеты со спокойной музыкой. Бумага, фломастеры.

Ход занятия

Приветствие
Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе.
Все учащиеся по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.

Упражнение «Средний возраст»
Цель: сплочение группы для дальнейшей совместной работы.
Ведущий. Я даю вам задание, чтобы посмотреть, насколько хорошо вы умеете сотрудничать и считаться с мнением друг друга. Это несложное задание. Вы должны определить средний возраст студентов нашей группы в годах и месяцах. Когда у вас будет ответ, определите, кто из группы скажет мне его.
Какие трудности вы испытывали при выполнении этого задания? Как вы определили, кто будет давать ответ?
Вариант упражнения. Ведущий предлагает вычислить средний рост студентов группы.

Основная часть

Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Любой контакт, который возникает между людьми, вызывает у них какие-то эмоциональные реакции. Давайте представим некоторые жизненные ситуации.

Упражнение «Чувства»
Цель упражнения: тренировка образно-чувственного мышления.
Ведущий. Продолжите фразы (по кругу):
1. Когда я вижу человека, идущего мне навстречу, я чувствую...
2. Когда я вижу малыша, идущего мне навстречу, я чувствую...
3. Когда я вижу старенького дедушку, идущего мне навстречу, я чувствую...
4. Когда я вижу незнакомого юношу, идущего мне навстречу, я чувствую...
5. Когда мне навстречу идет красивая девушка, я чувствую...
6. Когда я вижу, что мне навстречу идет мой одноклассник, я чувствую...
7. Когда я вижу человека, с которым я поздоровался, но он меня не заметил, я чувствую...
8. Когда я вижу знакомого, который остановился и что-то ищет у себя в кармане, я чувствую...
9. Когда передо мной человек, с которым я дружески поздоровался, приняв его за знакомого, но потом понял, что я ошибся, я чувствую...
10. Когда мне навстречу идет человек, с которым мне не хотелось бы встречаться, я чувствую...
11. Когда мне навстречу идет знакомый, с которым мы очень давно не виделись, я чувствую...
12. Когда мне навстречу идет человек, который разговаривает сам с собой, я чувствую...
13. Когда я вижу идущую мне навстречу учительницу, у которой в руках тяжелые сумки, я чувствую...
14. Когда я вижу юношу (девушку), с которым (ой) у меня недавно закончился роман, я чувствую...
Какие разные шли навстречу люди, и они вызывали самые разные эмоции.

Упражнение «Дистанция»
Ведущий: Сейчас у вас будет прекрасный шанс проверить, правильное ли у вас сложилось представление о ваших отношениях с одноклассниками. Эти отношения могут обладать разной степенью близости. Иначе говоря, каждый человек знает, с кем его отношения можно назвать близкими. С кем-то отношения не очень близкие, ну, может быть, просто потому, что еще не было повода и возможности пообщаться. Кто готов рискнуть первым и стать добровольцем?.
Доброволец встает лицом к стене. Все остальные участники располагаются за его спиной на таком расстоянии, которое символически будет отражать близость отношений с добровольцем. При этом учитывается и взаимное расположение. Выполняется молча. Торопить ребят не надо, попросить их запомнить свои места и разойтись.… Затем доброволец расставляет всех так, как, по его мнению, они должны располагаться. Затем он отворачивается к стене, а остальные игроки встают на те места, которые они занимали вначале. Доброволец поворачивается.
Вопросы:

  • Что изменилось?     
  • Есть ли разница?
  • В чем ты видишь разницу?
  • Можно повторить упражнение со следующим добровольцем.

Обсуждение проводится по схеме

  • Сложно ли было предугадать расположение своих товарищей?
  • Что удивило вас в этом упражнении? Что вы узнали нового о себе и о своих товарищах?
  • Чувствовали ли вы себя уверенно, когда расставляли их по местам?
  • Постигло ли вас разочарование, когда вы увидели, какие места они заняли сами?
  • Возможно, кто-то испытывал обиду?

Мини-лекция
Ведущий. Последние два моих вопроса прозвучали не случайно. Дело в том, что мы продолжаем тему общения, а общаться нам приходится с разными людьми. И сегодня мы поговорим об общении с людьми неприятными, которые так и норовят нас обидеть. Обида имеет схожую схему возникновения с гневом:

Чувство обиды — основная причина конфликтов. От чего зависят наши обиды? От целого ряда причин:

  • от нашего личного восприятия обиды (про одного говорят: «А с него все как с гуся вода», а про другого: «Уж слова ему не скажи, обидится!»);
  • от того, насколько мы себя контролируем;
  • от возможных последствий (чем это опасно для нас);
  • от значимости обидчика (одному человеку мы можем позволить делать нам какие-то замечания, а другому — нет).

А если обида уже живет в сердце, если возникли отрицательные переживания, связанные с чувствами унижения, безысходности, гнева? Как психологически защититься от этих отрицательных переживаний? Постараться сформировать в себе состояние бесстрастия и переключиться от эмоций на рассудочную деятельность. Для практических действий в процессе эмоциональной саморегуляции удобна следующая классификация типов людей, позволяющая оценить собеседника.
Манипулятор— это довольно распространенная категория, которая стремится управлять окружающими с помощью их слабых и сильных сторон и специального воздействия на слабости людей с целью побуждения их делать то, что нужно манипулятору. Для манипулятора в конфликте с вами важно добиться от вас состояния психологического подавления. Главное оружие против манипулятора — это умение запретить себе эмоционально реагировать на его действия. Если вы сумеете с улыбкой отвечать манипулятору на его действия, он быстро оставит вас в покое.
Невротик — человек, который представляет собой личность с измененным восприятием других людей, их действий и поступков. У такого человека болезненно изменены формы оценки и реагирования на окружающую его действительность, чувства и переживания такого человека обострены. При общении с невротиком нужно всегда помнить такую формулу: здоровый на больного не обижается! С этой позиции вы можете спокойно прощать невротику некультурное поведение по отношению к вам. Тактика общения с невротиком строится на приемах успокоения его раздраженного восприятия.
Примитив — представляет собой тип людей, у которых слабо выражены интеллигентность и навыки культурного поведения. Эти люди живут элементарными чувствами, простыми представлениями о мотивах и поведении людей, существуя, в основном, в плоскости практической жизни. Примитивная личность обычно очень непосредственна в своих эмоциональных проявлениях, но она обостренно реагирует на лесть и комплименты. Если вы начинаете общение с таким человеком с комплимента и всем своим видом показываете, что признаете его значимую роль в выполнении данной работы, то этого часто бывает достаточно, чтобы добиться доброжелательного к себе отношения.
Культурный человек — общение с такой категорией людей — самое приятное и почти не сопровождается конфликтами. Если конфликты возникают, то быстро разрешаются путем убеждения в правоте собеседника или компромиссом.

Рисунок «Обида»
Ведущий. Нарисуйте на листе картинку, которая будет отображать ваши обиды.

Ролевой тренинг
(Выполняется под музыку)
Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих ощущениях. Сделайте несколько полных вдохов и выдохов. Прислушайтесь к себе... Можете ли вы назвать себя счастливым человеком? Оцените свой уровень счастья в процентах. Если вы стопроцентно счастливы, то я вас поздравляю! Если же это не так, то попытайтесь сейчас понять, что мешает вам быть счастливым. Вы тревожитесь о будущем? Вас беспокоит что-то в прошлом? Вы чувствуете, что вас кто-то несправедливо обидел? Постарайтесь самостоятельно найти ответы! Подумайте об этом...
Если вы поняли сейчас, что мешает вам быть стопроцентно счастливым человеком, то это здорово! Если не поняли — не беда. К этому упражнению вы сможете вернуться еще и еще раз...
Сейчас же проговорите про себя, назовите то, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы список благодарностей был как можно полнее. Чтобы туда было включено все: солнечный день, ваше здоровье и здоровье близких, пища, красота, любовь, мир...
Молодцы! Если вы завершили эту работу, то можете открыть глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется!..

Упражнение-активатор
Каждый берет ранее нарисованный им рисунок «Обида» и пытается «исправить» его, превратить его в рисунок, соответствующий положительным эмоциям. Затем рисунок передается соседу справа и далее движется по кругу. При этом каждый по-своему дорисовывает его. Движение по кругу продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину.
Ведущий. Посмотрите на свой рисунок. Если вы видите, что обида исчезла, превратилась в то, что можно оставить при себе, то пусть эта картинка останется у вас. Если же обида не исчезла, то скомкайте этот рисунок, вложите в это действие все оставшиеся в вас отрицательные эмоции и выбросьте этот комок оставшихся обид в урну. Молодцы!

Завершение занятия

Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

    • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
    • Что тебе понравилось?
    • Что не понравилось?
    • Как вы сейчас себя чувствуете?


Можете приобрести все 25 занятий курса одним файлом
Курс личностного развития старшеклассников
Купить - Курс личностного развития старшеклассников


Категория: Курс личностного развития старшеклассников | Просмотров: 7469 | Добавил: alex | Теги: навыки самообладания, Купить психологические тренинги для, обида, Курс личностного развития, общение, Тренинг | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 4
3 Натэлла  
1
тренинг супер! спасибо авторам!

4 Alexey  
0
cool

2 Alexey  
0
wink

1 alex  
1
Можете что-то написать,а? tongue

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]