Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2009 » Декабрь » 9 » Подростковый вариант теста Р. Кеттелла 16 - ФЛО форма С
11:11
Подростковый вариант теста Р. Кеттелла 16 - ФЛО форма С


Подросткам предлагался детский вариант теста Р. Кеттела в качестве вспомогательного  метода. Разделение методов исследования на основные и вспомогательные базировалось на точке зрения К. Леонгарда, который считает, что анализ особенностей личности человека должен основываться прежде всего на данных наблюдений и беседы, а тесты - использоваться лишь в качестве дополнительных объективных подтверждений тем фактам, которые обнаруживаются в наблюдении и беседе, поскольку тесты допускают неоднозначную интерпретацию.
Методика предназначена для определения некоторых черт личности (характерологических особенностей), объединенных в 16 функционально связанных факторов, обусловливающих поведение человека в разнообразных ситуациях. В данном исследовании используется с целью изучения устойчивых личностных особенностей подростков.
Методика представляет из себя личностный опросник, разработанный Р.Кэттеллом с соавторами. Пытаясь добиться всестороннего описания личности, он начал со сбора всех названий свойств личности, встречающихся в различных словарях, психиатрической и психологической литературе. Это привело Р.Кэттелла к сбору большого количества понятий, касающихся личностных свойств, которые он сравнивал между собой, исключал и соединял. В результате этого с помощью факторного анализа было получено около 30 личностных факторов, из которых 16 использовались в дальнейшем наиболее часто, так как вошли в различные формы опросника Кэттелла, предназначенные для испытуемых различных возрастов. Разработаны варианты опросника для детского и подросткового возраста, а также шесть форм для взрослых. Полученные личностные факторы Р.Кэттелл назвал «основными первичными свойствами личности» или факторами первого порядка. Из этих факторов первого порядка автор с помощью факторного анализа вывел восемь факторов второго порядка, которые он считает более общими, более широкими параметрами. Факторы второго порядка рассчитываются на основе факторов первого порядка с помощью специальных формул. Вследствие этого они, по-видимому, практически не используются в профессиональной психодиагностике, в том числе и в отечественных работах.
В данном исследовании применяется опросник формы С, который рассчитан на подростковый возраст, примерно на 30-40 минут. Сущность исследований 16-ФЛО состоит в том, что испытуемый должен из трех предложенных в опроснике ответов выбрать тот, который наиболее  полно отражает его мнение, и зафиксировать этот ответ в регистрационном бланке.
Для проведения обследования необходимы опросники, демонстрационный плакат и регистрационные бланки. Испытуемым зачитывается инструкция: «Вам будет предложен ряд вопросов, каждый из которых имеет три варианта ответа. Ваша задача состоит в том, чтобы из трех предложенных вариантов ответа выбрать один, отражающий ваше мнение или являющийся правильным по вашему мнению.
Выбранный вариант ответа («а», «в» или «с») регистрируется на бланке. Регистрационный бланк содержит несколько колонок клеточек. Каждому из вопросов соответствуют три клеточки для ответов «а», «в» и «с». Ответы, на которых вы остановили свой выбор, отмечаются крестиком в соответствующей клетке. Отвечая на вопросы, проверяйте, чтобы номер вопроса совпадал с номером в регистрационном бланке. Задание выполняйте последовательно, с первого до последнего вопроса, ничего не пропуская. Работайте быстро, не раздумывайте над каждым вопросом более 10-12 секунд. Всю работу вы должны выполнить за 30-40 минут. Не прибегайте слишком часто к промежуточным ответам («в»). Выбирайте такой ответ только тогда, когда не можете ответить иначе. Не старайтесь произвести своими ответами хорошее впечатление. Давайте ответы, наиболее точно отражающие ваше мнение. Ваши ответы нигде обсуждаться не будут. Ответы на каждый конкретный вопрос вообще не рассматриваются. Нас интересуют только количественные (в баллах) показатели свойств личности».
Далее эксперт, используя демонстрационный плакат, разбирает несколько примеров. При этом следует обратить внимание обследуемых на то, как регистрируются ответы.
В процессе обследования через каждые 10-15 минут необходимо объявлять испытуемым, на какое количество вопросов они уже ответили (из расчета 1 вопрос - 10-12 секунд).
Стимульный материал к методике 16-ФЛО
Инструкция
Перед Вами ряд вопросов,  которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не может быть ответов «правильных» или «обычных». Люди различны и каждый может высказывать свое мнение.  Старайтесь отвечать искренне и точно. Напишите свою фамилию и прочие данные о себе в верхней части листка  для  ответов.
     Отвечая на каждый вопрос,  Вы должны выбрать  один  из  трех предлагаемых ответов,  который в наибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечать надо следующим образом:  в  соответствующей клетке на бланке для ответов поставьте отчетливый крестик (левая  клеточка  соответствует  ответу  «А», средняя - ответу «В», а клеточка справа - ответу «C»).
         В САМОМ ВОПРОСНИКЕ НИЧЕГО НЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ!
         Если Вам что-нибудь неясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы,  все время помните  следующие  четыре правила:
         1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИ ТРАТИТЬ  НА  ОБДУМЫВАНИЕ  ОТВЕТОВ.
ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫМ ПРИХОДИТ ВАМ В ГОЛОВУ. Конечно, вопросы часто будут сформулированы не так подробно, как Вам  хотелось бы.  В таком случае,  отвечая, старайтесь представить "среднюю",  наиболее обычную ситуацию,  которая  соответствует  смыслу вопроса,  и  на  основе этого выбирайте ответ.  Отвечать надо как можно точнее,  но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов  за минуту.  Вы должны закончить отвечать на все вопросы не позднее, чем за полчаса.
2.СТАРАЙТЕСЬ  НЕ  ПРИБЕГАТЬ  СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТАМ ТИПА "НЕ ЗНАЮ", "НЕЧТО СРЕДНЕЕ" и т.п.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО  ОТВЕЧАЙТЕ  НА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД,  НИЧЕГО НЕ ПРОПУСКАЯ.
Возможно, некоторые вопросы окажутся для Вас не очень подходящими,  но и тогда постарайтесь найти наилучший ответ,  наиболее точный.  Некоторые вопросы могут показаться личными, но Вы можете быть уверены,  что Ваши ответы не будут разглашены.  Ответы могут быть расшифрованы только с помощью специального "ключа",  который находится у экспериментатора.  Причем ответы на каждый  отдельный вопрос  вообще  не  будут просматриваться:  нас интересуют только обобщенные показатели.
         4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО И ИСКРЕННЕ.
         Не старайтесь произвести хорошее впечатление своими ответами, они  должны соответствовать действительности.  В этом случае:
Вы сможете лучше узнать себя,  2) очень поможете нам  в  нашей работе.
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
        а) да, в) трудно сказать, с) нет.

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
        а) да, в) иногда, с) нет.

3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу"  и что зимой "жарко", я должен был бы назвать преступника:
        а) бандитом, в) святым, с) тучей.

4. Когда я ложусь спать, я:
        а) засыпаю быстро, в) нечто среднее, с) засыпаю с трудом.

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других  автомобилей, я предпочел бы:
        а) пропустить вперед большинство машин, в) не знаю,  с) обогнать все идущие впереди машины.

6. В  компании  я  представляю  возможность  другим шутить и рассказывать всякие истории:
        а) да, в) иногда, с) нет.

7. Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка:
        а) верно, в) трудно сказать, с) неверно.

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно рады меня видеть:
        а) да, в) иногда, с) нет.

9. Я бы скорее занимался:
        а) фехтованием и танцами,   в) затрудняюсь сказать,     с) борьбой и баскетболом.

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
         а) да, в) иногда, с) редко.

11. Читая  о  каком-либо  происшествии,  я интересуюсь всеми подробностями:
         а) всегда, в) иногда, с) редко.

12. Когда  друзья подшучивают  надо  мной, я  обычно  смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

13. Если  мне  кто-нибудь  нагрубит, я могу быстро забыть об  этом:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении  какой-либо  работы, чем  придерживаться  испытанных приемов:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

15. Когда  я  планирую что-нибудь,  я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
         а) верно, в) иногда, с) нет.

16. Я думаю, что  я  менее чувствительный и менее легко возбуждаемый, чем большинство людей:
         а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

17. Меня раздражают  люди, которые не могут быстро принимать решения:
         а) верно,  в) не знаю,  с) неверно.

18. Иногда, хотя  и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
         а) да, в) не знаю, с) нет.

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
         а) моим хорошим друзьям,     в) не знаю,      с) в своем дневнике.

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный", - это:
         а) небрежный, в) тщательный, с) приблизительный.

21. У меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
         а) да, в) трудно сказать, с) нет.

22. Меня больше раздражают люди,  которые:
         а) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску, в) затрудняюсь ответить, с) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу.

23. Мне очень нравится приглашать гостей  и  развлекать  их:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

24. Я думаю, что:
         а) не надо все делать одинаково тщательно, в) затрудняюсь сказать, с) любую работу следует  выполнять тщательно, если вы за нее взялись.

25. Мне всегда приходилось преодолевать смущение:
         а) да, в) возможно, с) нет.

26. Мои друзья чаще:
         а) советуются со мной,  в) делают  то  и другое поровну,  с) дают мне советы.

27. Если приятель обманывает меня в мелочах,  я скорее предпочитаю сделать вид,  что не заметил этого, чем разоблачить его:
         а) да, в) иногда, с) нет.

28. Мне нравится друг:
         а) интересы которого имеют деловой и практический характер,  в)  не  знаю,  
         с)  который  отличается продуманными взглядами на жизнь.

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
         а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

30. Меня волнуют мои прошлые проступки и ошибки:
         а) да, в) не знаю, с) нет.

31. Если  бы я одинаково хорошо умел и то и другое,  то я бы предпочел:
         а) играть в шахматы, в) трудно сказать, с) играть в городки.

32. Мне нравятся общительные и компанейские люди:
         а) да, в) не знаю, с) нет.

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
         а) да, в) трудно сказать, с) нет.

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях,  когда мне это необходимо:
         а) да, в) иногда, с) нет.

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
         а)  да,  в) иногда, с) нет.

36. На предприятии мне было бы интереснее:
         а) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве,  в) трудно сказать,   с) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой.

37. Какое слово не связано с двумя  другими?
         а)  кошка,  в) близко, с) солнце.

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
         а) раздражает меня,   в) нечто среднее,  с) не беспокоит меня.

39. Если бы у меня было много денег, то я:
         а) позаботился бы о том,  чтобы не вызывать к  себе  зависти, в) не знаю, с) жил бы, не стесняя себя ни в чем.

40. Худшее наказание для меня:
         а) тяжелая  работа,  в) не знаю,  с) быть запертым в одиночестве.

41. Люди должны больше, чем они это делают сейчас, требовать соблюдения законов морали:
         а) да, в) иногда, с) нет.

42. Мне говорили, что ребенком я был:
         а) спокойным и любил оставаться один,   в) не знаю,   с) живым и подвижным.

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
         а) да,  в) не знаю, с) нет.

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду, даже  если это нелегко для них:
         а) да, в) трудно сказать, с) нет.

45. Иногда я не решаюсь проводить  в жизнь свои идеи, потому  что они кажутся мне неосуществимыми:
         а) верно, в) затрудняюсь ответить, с) неверно.

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так  громко, как  это делает большинство людей:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется  плакать:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

48. В музыке я наслаждаюсь:
         а) маршами в исполнении военных оркестров,   в) не знаю,   с) скрипичными соло.

49. Я  бы скорее предпочел провести два летних месяца:
         а) в деревне с одним или двумя друзьями,  в) затрудняюсь сказать, с) возглавляя группу в туристском лагере.

50. Усилия, затраченные на составление планов:
         а) никогда не лишни,   в) трудно сказать,   с) не стоят этого.

51. Необдуманные  поступки  и  высказывания моих приятелей в мой адрес не огорчают и не обижают меня:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела  легкими:
         а) всегда, в) иногда, с) редко.

53. Я предпочел бы скорее работать:
         а) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них,  в) затрудняюсь ответить, с) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект.

54. "Дом” так относится к "комнате”, как "дерево’ к:
         а) лесу, в) растению, с) листу.

55. То, что я делаю, у меня не получается:
         а) редко, в) иногда, с) часто.

56. В  большинстве  дел  я:
         а) предпочитаю рискнуть,   в) не знаю,    с) предпочитаю действовать наверняка.

57. Вероятно, некоторые люди считают, что  я  слишком  много говорю:
         а) скорее всего так, в) не знаю, с) думаю, что нет.

58. Мне больше нравится человек:
         а) большого ума, будь  он даже  ненадежен и непостоянен, в) трудно сказать, с) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам.

59. Я принимаю решения:
         а) быстрее, чем многие люди,  в) не знаю,  с) медленнее, чем большинство людей.

60. На меня большое впечатление производят:
         а) мастерство и изящество,         в) трудно сказать,        с) сила и мощь.

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
         а) да, в) не знаю, с) нет.

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми  изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
         а) да, в) нечто среднее, с) нет.

63. Я предпочитаю:
         а) решать вопросы, касающиеся лично меня, сам,   в) затрудняюсь ответить,
         с) советоваться с моими друзьями.

64. Если  человек  не  отвечает  сразу же после того,  как я что-нибудь сказал ему,  то я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

65. В школьные годы я больше всего получал знаний:
         а) на уроках, в) трудно сказать, с) читая книги.

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим  ответственностью:
         а) верно, в) иногда, с) неверно.

67. Когда вопрос, который надо решать, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
         а) заняться другим вопросом,    в) затрудняюсь ответить,  с) еще раз попытаться решить этот вопрос.

68. У меня возникают сильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. - казалось бы, без определенной причины:
         а) да,  в) иногда,  с) нет.

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

70. Мне приятно  сделать  человеку  одолжение,  согласившись назначить встречу с ним на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
         а) да, в) иногда, с) нет.

71. Я думаю, что правильное число, которое должно продолжить ряд: 1, 2, 3, 5, 6 - будет:
         а) 10, в) 5, с) 7.

72. Иногда  у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
         а) да, в) не знаю, с) нет.

73. Я  предпочитаю  скорее отказаться от своего заказа,  чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:
         а) да, в) иногда, с) нет.

74. Я живу сегодняшним днем в большей  степени,  чем  другие люди:
         а) верно, в) трудно сказать, с) неверно.

75. На вечеринке мне нравится:
         а) принимать участие в интересной беседе, б) затрудняюсь ответить, с) смотреть, как люди отдыхают  и просто отдыхать самому.

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько людей могут его услышать:
         а) да, в) иногда, с) нет.

77. Если  бы я мог перенестись в прошлое,  я бы больше всего хотел встретиться с:
         а) Колумбом, в) не знаю, с) Пушкиным.

78. Я  вынужден удерживать себя от того,  чтобы не улаживать чужие дела:
         а) да, в) иногда, с) нет.

79. Работая в магазине,  я предпочел бы:
         а) оформлять витрины, в) не знаю, с) быть кассиром.

80. Если  люди плохо обо мне думают,  я не стараюсь переубедить их,  а продолжаю поступать так,  как считаю нужным:
         а) да, в) трудно сказать, с) нет.

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
         а) сразу же думаю: "У него плохое настроение", в) не знаю, с) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил.

82. Все несчастья происходят из-за людей:
         а) которые стараются во все внести изменения,  хотя  уже существуют  удовлетворительные способы решения этих вопросов, в) не знаю, с) которые отвергают новые, многообещающие предложения.

83. Я получаю большое удовольствие,  рассказывая местные новости:
         а) да, в) иногда, с) нет.

84. Аккуратные  и  требовательные люди не уживаются со мной:
         а) верно, в) иногда, с) неверно.

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем  большинство людей:
         а) верно, в) не знаю, с) неверно.

86. Я могу легче не считаться с другими людьми,  чем они  со  мной:
         а) верно, в) иногда, с) неверно.

87. Бывает, что я все утро не хочу ни с кем разговаривать:
         а) часто, в) иногда, с) никогда.

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
         а) отстают, в) идут правильно, с) спешат.

89. Мне бывает скучно:
         а) часто, в) иногда, с) редко.

90. Люди  говорят,  что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
         а) верно, в) иногда, с) неверно.

91. Я считаю,  что нужно избегать излишних волнений,  потому что они утомительны:
         а) да, в) иногда, с) нет.

92. Дома, в свободное время, я:
         а) болтаю и отдыхаю,  в) затрудняюсь ответить,   с) занимаюсь интересующими меня делами.

93. Я робко и осторожно отношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми:
         а) да, в) иногда, с) нет.

94. Я считаю, что то, о чем люди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой:
         а) да, в) иногда, с) нет.

95. Я подозреваю,  что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях,  могут оказаться отнюдь не  друзьями  за  моей спиной:
         а) да, в большинстве случаев, в) иногда, с) редко.

96. Я думаю,  что даже самые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никаких следов:
         а) да, в) иногда, с) нет.

97. Я думаю,  что было бы интереснее быть:
         а) натуралистом и работать с растениями,     в) не знаю,        с) страховым агентом.

98. Я подвержен беспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам,  например,  к определенным животным, местам и т.д.:
         а) да, в) иногда, с) нет.

99. Я  люблю  размышлять  о том,  как можно было бы улучшить мир:
         а) да, в) трудно сказать, с) нет.

100. Я предпочитаю игры:
         а) где  надо  играть  в  команде  или  иметь   партнера, в) не знаю, с) где каждый играет за себя.

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
         а) да, в) иногда, с) нет.

102. Если я остаюсь дома один,  то через некоторое время ощущаю тревогу и страх:
         а) да, в) иногда, с) нет.

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне не нравятся:
         а) да, в) иногда, с) нет.

104. Какое слово не принадлежит к двум другим?
         а) думать, в) видеть, с) слышать.

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
         а) двоюродным братом, в) племянником, с) дядей.

Регистрационный бланк к методике 16 ФЛО

Ф.И.О.__________________Дата__________


Обработка результатов проводится с помощью «ключа». По каждому фактору подсчитываются суммы баллов, совпавших с «ключом» вариантов ответов. При обработке результатов необходимо учитывать: совпадение ответов «а» и «с» оцениваются двумя баллами, а совпадение «в» - одним баллом. Исключение составляет шкала фактора «B». Здесь за каждое совпадение ответа с «ключом» присваивается один балл. Сумма баллов по каждой группе вопросов дает в результате значение фактора. Максимальная оценка по каждому фактору - 12 баллов, по фактору «В»- 8 баллов; минимальная - 0 баллов. Из имеющихся показателей по всем 16 факторам строится «профиль личности».
«Ключи» для обработки 16-ФЛО, а также интерпретацию всех 16 факторов можно приобрести по ссылке ниже



Категория: Методики | Просмотров: 15017 | Добавил: Admin | Теги: тест | Рейтинг: 4.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]