Аннотация к курсу личностного развития старшеклассников
Гуманизация образования поставила вопросы развития социальной активности, творческих и интеллектуальных способностей, духовности и нравственности учащихся. Учебные дисциплины помогают подростку более глубоко развиваться в духовной и интеллектуальной сферах. Но, к сожалению, изучение основных наук человечества – математики, русского языка и литературы, истории, географии, естествознания - не дает возможности применения всего спектра приобретаемого багажа из-за того, что оно ориентировано большей частью на теоретические знания. Возникает необходимость разработки систематических учебных занятий, научно обоснованных, составленных с учетом возрастных особенностей учащихся, помогающих изучить наряду с многообразием мира самого себя как личность. Авторская программа элективного курса личностного развития старшеклассников ориентирована не только на получение знаний, но и конкретных умений, навыков необходимых в процессе социализации и жизненного самоопределения. Так как только те знания становятся из «чужих» «своими», которые не только «пропущены через себя», но и апробированы на самом себе, помогают формировать адекватную самооценку, уверенность в себе, коммуникативные навыки и чувства прекрасного. Это является важным условием для успешности человека в жизни.
Старший подростковый возраст является временем совершения одного из важнейших открытий – открытие самого себя, поиск своего места в мире. Изменение в анатомо-физиологическом, интеллектуальном и нравственном развитии, изменение условий жизни и деятельности старшеклассника приводит к перестройке психики, ломке старых, сложившихся форм взаимоотношений с людьми. Иногда это происходит болезненно, неравномерно, сопровождается конфликтами. Отчуждение, внешне выражающееся в негативизме, является началом поиска подростком собственной уникальной сущности. Именно в этом возрасте происходит нацеленность подростка на поиск новых продуктивных форм общения с теми, кого он любит и уважает, и на открытие самого себя. Обращенность к собственному духовному миру, собственной жизни, взаимоотношения с окружающими людьми – главное назначение курса личностного развития. Познать себя, анализируя те или иные проявления жизни, подросток может понять, что собственная судьба, будущее человека зависят от его умения реально оценивать свои возможности. Это и достигается на занятиях курса.
Актуальность
Элективный курс личностного развития старшеклассников рассчитан на 25 часов для учащихся 10-11 классов, занятия включаются в общую систему уроков. При выборе упражнений учитывалось, что у большинства участников занятий, как и многих современных подростков, стремление к самопознанию и самосовершенствованию лежит на поверхности, взаимоотношения с людьми строятся с позиции силы, где слабые подчиняются более сильным. Поэтому очень важно, чтобы ведущий курса личностного развития владел навыками изменения контекста ситуаций, чувством юмора, врожденным оптимизмом, настойчивостью, даром убеждения, что поможет ему на занятиях создать условия для направления имеющихся качеств в социально–позитивное русло, формирования желания в самоактуализации, стремлении к самовыражению и к самосовершенствованию в социально-позитивном направлении. Только в этом случае данный курс обеспечит усвоении знаний практической психологии и мастерства партнерского взаимодействия.
Курс личностного развития старшеклассников может быть использован классными руководителями и воспитателями как серия тематических классных часов не только в профессиональном лицее, но и в других средних и специальных учебных заведениях. Автором курс разрабатывался как основа для проведения уроков факультатива «Этика и психология семейной жизни».
Цель курса
Помочь студенту стать социально-адаптированным через овладение элементарными приемами психологической саморегуляции и познание самого себя, человеческих отношений.
Задачи курса
- Дать студенту знания о самом себе и научить его получать эти знания.
- Способствовать формированию активного самосознания и навыков волевой саморегуляции.
- Способствовать личностному росту, особенно нравственному самосовершенствованию, создать условия для раскрытия творческого потенциала.
- Развить рефлексию как процесс познания и понимания студентом самого себя.
- Создать условия для раскрытия творческого потенциала, совершенствования коммуникативных способностей.
Методы
- Лекционный метод передачи знаний.
- Психодиагностические методы исследования личности.
- Экспрессивные методы творческого самовыражения в движении, рисунках, в письменных работах.
- Методы социально-психологического тренинга: дискуссионный метод обсуждения различных психологических проблем; метод анализа конкретных ситуаций; игровое моделирование, имитационные игры.
Схема занятий курса
- Формулирование темы занятия, основных целей.
- Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
- Основная часть.
Возможны следующие варианты или их комбинация: Лекция Активная беседа Система упражнений
|