Занятие 1 из 25. Урок самопознания и откровенности - Курс личностного развития
Цели тренинга
Самопознание. Тренировка способности к самораскрытию. Оборудование
Магнитофон, кассеты со спокойной музыкой. Бумага, фломастеры, рабочие тетради или листочки Ход занятия
Приветствие
Ведущийприветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе.
Упражнение «Чувства». Ведущий говорит, что участники должны представить себе следующую ситуацию. К вам подходит знакомый человек и произносит следующее…(далее ведущий по очереди обращается т каждому ученику и просит каждого отреагировать, дать реплику в ответ).
Вот приблизительные фразы ведущего:
• Ты дурак
• Тебя никто не любит
• Тебе не идет эта прическа
• У тебя дурацкое выражение лица
• Какой ты худой и длинный
• Тебя никто не любит
• Слушай, ты ужасный зануда
• Ну и фигневый у тебя костюм
• Ты тупица
• Ты молчишь, как будто никаких умных мыслей нет в твоей голове
• А ты слишком болтлив и производишь впечатление поверхностного в легкомысленного человека
• Такое впечатление, что ты слабый человек и не умеешь постоять за себя
• А ты слишком о себе высокого мнения, хотя на самом деле ничего собой не представляешь
• Ну, ТЫ и бессовестный
• Ну, ты и бестолковый
• Привет, сонная муха
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Тема сегодняшнего занятия — самопознание. Начнем процесс самопознания с Психологического настроя, который всегда будет проводиться под музыку. Сядьте удобно... Почему бы вам не расслабиться и не успокоиться. В то время как с вами будет происходить что-то полезное... Расслабленность, покой, отдых бывают приятнее, когда глаза закрыты. Закройте глаза. Вы слышите мой голос и можете еще больше расслабиться и успокоиться, еще больше, ровно настолько, насколько это надо вашему организму... вашему телу... вашему мозгу... вашему подсознанию. Почувствуйте как вы дышите. С каждым вдохом ощущение покоя усиливается... С каждым выдохом все тревоги, заботы дня уходят на задний план. Для того чтобы добиться положительных внутренних изменений, нужно научиться задавать себе самому вопросы. Ответив на них, вы сможете разобраться в самих себе. Итак, ответьте самому себе: «Что я сейчас делаю? Что я чувствую? О чем думаю?» Теперь давайте активизируем наше воображение. Вообразите, что вы маленький поплавок в огромном океане... у вас нет цели, компаса, карты, руля, вел. Вы двигаетесь туда, куда несет вас ветер и океанские волны. Большая волна на некоторое время накрывает вас, но вы вновь выныриваете на поверхность... Попытайтесь ощутить эти толчки, эти падения и выныривания... Ощутите движение волны, тепло солнца... брызги воды.., эту силу, которая не дает вам пойти ко дну и поддерживает вас. Вот так и в жизни — то вы оказываетесь накрыты волной проблем и тревог, то вдруг — опять на поверхности... Никогда не надо терять самообладания... Будем учиться у природы, у окружающего мира житейской мудрости...
Хорошо! А сейчас вспомните такой момент вашей жизни, когда вы чувствовали эмоциональный подъем, когда вы были счастливы... Вспомните, когда вы были кому-то очень нужны. были дороги и любимы... Вспомните или немного пофантазируйте. Когда вы почувствуете. что уже отдохнули. вспомнили, что хотели, или помечтали, вы откроете глаза... Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется.
Упражнение «Долг и право»
Упражнение выполняется стоя, руки раскинуты в Стороны. Ладонями вверх. Глаза закрыты.
Ведущий. Представьте, что на каждой вашей ладони стоит сосуд. В одном из них ваше чувство долга, ваши обязанности, в другом ваши права. Настройтесь на себя. Какая «чаша весов» перевешивает как соотносятся в вашем сознании права и обязанности? Рисунок внутренняя сущность»
Цель упражнения: визуализация индивидуального представления о своей внутренней сущности. Ведущий. Попробуйте сейчас выполнить какой-то рисунок, который отражал бы ваш внутренний мир. ваши эмоции. Это может быть цветовая гамма или какой-то фрагмент пейзажа, отражающий всю гамму ваших ощущений. Приступайте! В конце упражнения ведущий собирает рисунки.
Упражнение «Закончи предложение - 1»
Ведущий. Итак, продолжаем предложен и я (по кругу).
Я — стакан воды...
Я — прекрасный цветок...
Я — кусочек тающего льда...
Я, словно рыбка...
Я — песенка...
Я, словно буква «ю»...
Я — тропа...
Я ветер...
Я — скала...
Я, словно муравей...
Я, словно светлячок...
Я интересная книжка...
Я - лампочка...
Я - доллар...
Я – мышь...
Я - желтый лист...
Я - вкусный завтрак...
Я - кусочек пластилина
Я - луч...
Я - остров...
Я - формула...
Цель упражнения: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.
Упражнение «Закончи предложение -2»
Упражнение выполняется в письменной форме в тетради.
• Я - …
• Я умею...
• Я хочу...
• У меня есть...
• Внешне я...
• Мне хотелось бы 6ыть в идеале...
• Мне можно
• Мне нельзя...
• Я могу научиться...
• Как юноша (девушка) я...
• Как школьник я...
• В классе я...
• На улице я...
• Дома я...
• Когда окончу школу я...
• Я могу быть партнером...
• Я могу работать...
• Я буду...
• Я люблю...
• Я не люблю...
• Я мечтаю...
• Я надеюсь...
• Я верю... На этих уроках я себя чувствую...
По желанию эти записи можно прочитать вслух. Или короткий вариант. Каждый встает и произносит:
Я (ФИО)
Я умею
Я хочу
Цель упражнения: показать многообразие возможностей осознания своей внутренней сущности.
Завершение занятия Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
• Было ли что—то неожиданное для тебя на этом занятии?
• Что тебе понравилось?
• Что не понравилось?
|