Занятие 9 из 25. Самореализация. Механизмы психологической защиты - Психологический тренинг
Цель занятия
Передача знаний о внутренних механизмов, помогающих и препятствующих самореализации личности.
Оборудование
Текст сокращенного опросника Плутчика – Келлермана – Конте, текст визуализации «Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит», релаксационная музыка.
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Десять недостатков»
Участники рассаживаются в круг. Один участник выходит. В группе определяются 10 его негативных характеристик или просто качеств. Вернувшийся участник сможет войти в круг, разгадав 3 качества, названные в его отсутствие недостатками. Остальные качества ему не сообщаются.
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. В течение всего времени философы и ученые стремятся расширить свои представления о сущности человеческой личности. Тем не менее, отдельные ее феномены так и остаются непознанными. К таковым относится и область бессознательных проявлений личности, в частности система психологической защиты. Механизмы психологической защиты функционируют в ежедневном опыте любого человека и остаются при этом мотивом поведения, скрытым от него самого и от неопытного наблюдателя. Психологическая защита является одним из самых противоречивых свойств в структуре личности, поскольку одновременно способствует как стабилизации личности, так и ее дезорганизации.
В словаре психологическая защита определяется как специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Такое понимание отражает функциональное назначение – ограждение сферы сознания от негативных, травмирующих личность переживаний, – но не проясняет содержания психологической защиты. Часть авторов рассматривает данный феномен так широко, что включает в него любое поведение, устраняющее психологический дискомфорт.
Каждый наш день — это смешение добра и зла. Мы постоянно вынуждены противостоять неудачам, стрессам, конфликтам, опасностям, защищаться от них. Природа дала человеку механизм, позволяющий закрыться, спрятаться от опасностей. Это механизм психологической защиты — подсознательная система моделей поведения, сформированная на основе жизненного опыта человека. Она ограждает его от отрицательных эмоций, страха, тревоги, возникающих на основе травмирующей информации из внешнего мира. Классическую характеристику вида защит дал австрийский психоаналитик З. Фрейд.
Виды защит по З. Фрейду:
Отрицание — стремление избежать информации, вызывающей тревогу.
Идеализация (обесценивание) — попытка человека найти идеального защитника от всех бед и удачное решение проблем.
Проекция — человек бессознательно переносит свои чувства, желания на другое лицо.
Рационализация — человек осознает и использует только ту часть информации, которая может характеризовать его поведение как правильное и одобряемое.
Замещение — перенос действия с недоступного объекта на доступный.
Сновидение — вид защиты, при котором недоступное действие переносится в другую форму — сюжет сновидения.
Ведущий. Психологические защиты помогают личности построить барьеры на пути неблагоприятных влияний. Но это явление относительное. Надежнее программа аутотренинга, где человек учится управлять своими чувствами, эмоциями и мыслями — владеть собой. Преодолению страха и беспомощности помогает активная позиция в преодолении ситуации. Решительность для многих — своеобразная защита от тревог в окружающем мире.
Опросник Плутчика – Келлермана – Конте
Ведущий предлагает учащимся определить виды защит, свойственные именно им.
Ведущий. Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения, описывающие чувства, поведение и реакции людей в определенных жизненных ситуациях, и если они имеют к Вам отношение, то отметьте соответствующие номера знаком «+».
- Со мной ладить очень легко
- Я сплю больше, чем большинство людей, которых я знаю
- В моей жизни всегда был человек, на которого мне хотелось быть похожим
- Если меня лечат, то я стараюсь узнать, какова цель каждого действия
- Иногда у меня появляется настойчивое желание про бить стену кулаком
- Я легко выхожу из себя
- Меня раздражают люди, которые командуют другими
- Я считаю себя исключительно справедливым человеком
- В своих мечтах я всегда в центре внимания окружающих
- Меня расстраивает даже мысль о том, что мои домочадцы могут разгуливать дома без одежды
- Если кто-то меня отвергает, то у меня может появиться мысль о самоубийстве
- Я всегда обращаю внимание на лучшую сторону жизни
- Я прикладываю много стараний и усилий, чтобы изменить свою внешность
- Иногда мне хочется, чтобы атомная бомба уничтожила мир
- Мне говорят, что я бываю излишне импульсивным
- Меня раздражают люди, которые манерничают перед другими
- Я плохо помню лица
- Я могу с трудом усидеть на месте даже незначительное время
- Даже если я знаю, что я прав, я готов слушать мнения других людей
- Люди мне никогда не надоедают
- Я мало что могу вспомнить из своего детства
- Другие считают меня излишне доверчивым
- Люди, скандалом добивающиеся своих целей, вызывают у меня неприятные чувства
- Я не теряю никогда оптимизма
- Уезжая путешествовать, я стараюсь все спланировать до мелочей
- Иногда я знаю, что сержусь на другого сверх меры
- Когда дела идут не так, как мне нужно, я становлюсь мрачным
- Я легко принимаю брошенный другим вызов
- Что-нибудь решив, я часто, тем не менее, в решении сомневаюсь
- От некоторых пищевых продуктов меня тошнит
- Я грызу ногти
- Я иногда вижу сны с неприятными событиями и вещами
- Я не люблю карьеристов
- Я много говорю неправды
- Когда я разочаровываюсь, то часто впадаю в уныние
- Известия о трагических событиях не вызывают у меня волнения
- Прикасаясь к чему-либо липкому и скользкому, я испытываю омерзение
- Я думаю, что часто спорю с людьми напрасно по пустякам
- Я не люблю тех, кто всегда старается быть в центре внимания
- Я с трудом произношу непристойные слова
- Я раздражаюсь, если нельзя доверять другим
- Я хочу, чтобы меня считали сексуально привлекательным
- У меня такое впечатление, что я никогда не заканчиваю начатое дело
- В споре я лучше владею логикой, чем мои собеседники
- Я часто влюбляюсь
- Я остаюсь спокойным, когда вижу окровавленного человека
Обработка теста
Восемь эго-защитных процессов формируют восемь отдельных шкал, численные значения которых выводятся из числа положительных ответов на определенные указанные ниже утверждения, разделенных на число утверждений в каждой шкале. Напряженность психологических защит подсчитывается по формуле (число «+» ответы – число утверждений) х 100%.
№п/п |
Названия шкал |
Номера утверждений |
n |
1 |
Вытеснение |
11, 17, 21, 36, 46 |
5 |
2 |
Регрессия |
2, 6, 15, 18, 27, 31, 34, 35, 43 |
9 |
3 |
Замещение |
5, 11, 14, 26, 38 |
5 |
4 |
Отрицание |
1, 12, 20, 22, 24, 45 |
6 |
5 |
Проекция |
7, 16, 23, 33, 39, 41 |
6 |
6 |
Компенсация |
3, 9, 13, 28, 42 |
5 |
7 |
Гиперкомпенсация |
10, 30, 32, 37, 40 |
5 |
8 |
Рационализация |
4, 8, 19, 25, 29, 44 |
6 |
Ведущему при обсуждении результатов теста понадобится умение интерпретации.
Визуализация «Посмотреть на себя глазами того, кто тебя любит»
Ведущий. Представьте себе, что вы пишете книгу, в которой вы сами действующее лицо. Вам нужно определить кого-то в своей жизни, кто, как вы знаете, любит вас. Важно не то, что вы его любите, важно, что вы знаете, что она (или он) любит вас. Поищите среди людей, которых вы знаете в своей жизни, пока не найдете такого человека.
Вы сидите за столом, на котором стоит пишущая машинка, лежит бумага, карандаш. Напротив вас – окно, или, может быть, стеклянная дверь, ведущая наружу. Там, занятый своим делом, находится тот, кто любит вас. Как раз в этот момент вы подошли в своей книге к описанию этого человека. Вы смотрите на него (нее), с удовольствием перебирая все возможности того, как вы описали бы в словах этого человека, что позволило бы читателю увидеть его (ее) так, как видите вы. Вы описываете для себя особенные жесты, слова, взгляды, особенности поведения, которые делают человека именно таким. Вы слушаете собственное описание, переживаете те чувства, которые приходят и проходят через вас и, при этом, смотрите через стекло.
Когда ваше описание близится к концу, вы мягко меняете позицию и восприятие. Вы «уплываете» со своего места за столом, «выплываете» наружу и входите в человека, который вас любит. Здесь вы прерываете то, чем были заняты, поднимаете глаза, и видите себя сидящим и работающим над книгой. Вы видите себя глазами того, кто вас любит; в первый раз видите то, что видит тот, кто вас любит, когда смотрит на вас. Вы прислушиваетесь и слышите, как он слышит ваши слова, как он описывает вас. Видя себя глазами того, кто вас любит, вы обнаруживаете качества и свойства, о которых вы не знали, или даже которые считали недостатками. Рассматривая себя сквозь призму мыслей, восприятий, воспоминаний того, кто вас любит, вы находите, что заслуживаете любви, обнаруживаете, что сделали другого человека богаче просто тем, что явились собой. Вы видите и слышите, что в вас нравится этому человеку. Удерживая все, что стоит знать, вы медленно возвращаетесь в самого себя, помня, кем и каким вы являетесь для того, кто вас любит.
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|