Занятие 13 из 25. Добрый или злой? - Психологический тренинг
Цель занятия
Работа с моральными качествами «добрый» и «злой», помощь в адаптации в обществе.
Оборудование
Листы и материалы для рисования.
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Сосед справа»
Ведущий. Здравствуйте! Я рад вас видеть. Приглашаю вас всех встать в круг. Каждый сейчас будет отвечать за соседа. Я могу задать любой вопрос – «Как ваше здоровье?», например, или заставить сделать какое-либо движение. Но делать это будет тот, кто справа, ваш сосед.
Получив ответ, ведущий справляется у участников, верно ли сказал или сделал его сосед.
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Вспомним, что мы делали на прошлом занятии (несколько ответов). На прошлом занятии мы говорили о способах реализации и психологических барьерах, которые выстраивает наша психика, руководствуясь иногда иррациональными установками. Назовите, пожалуйста, какие из них вы запомнили (разговор по кругу). Для того, чтобы реализовать свой природный потенциал необходимо не только осознавать, что с тобой происходит, но и уметь управлять своим состоянием. На сегодняшнем занятии я постараюсь доказать вам, что для успешной самореализации лучше быть в ровном и положительном расположении духа, чем быть злыми и «дуться» на «всех и вся». Я не в коем случае не призываю вас, испытывать только положительные эмоции, это невозможно, но научиться перерабатывать отрицательные эмоции не повредит никому.
Есть одно важное качество, которое нужно человеку в любой серьезной работе, да и вообще в жизни. Это умение обладать своими эмоциями. Разве можно быть хорошим сварщиком с трясущими от гнева руками? В некоторых профессиях, например, космонавта или летчика, необходимо пройти испытание на эмоциональную устойчивость. Что же это такое и для чего она нужна?
Упражнение «Чувства»
Центровой участник закрывает глаза, лучше с помощью повязки. Ведущий договаривается со всеми, чтобы все, что будет происходить далее, они воспринимали как игру. Затем он показывает жестом на любого присутствующего, и центровой участник должен «отругать» его. После этого ведущий показывает рукой на другого участника, а центровой его хвалит. Когда центровой снимает повязку, ему показывают, кого он хвалил, а кого отругал. Все трое обмениваются рукопожатиями. При очередном повторе упражнения можно сделать так, чтобы центровой или отругал или похвалил сам себя. Обсуждение строится по свободной схеме, в зависимости от того, какие акценты собирается расставить ведущий.
Обсуждение упражнения ведущий заканчивает утверждением, того, что только тот, кто умеет владеть собой, считается эмоционально устойчивым человеком, то есть сдержанным. Но открыто выражать все свои эмоции не всегда полезно для вас и для окружающих. Подавлять свои чувства тоже нельзя. Неотреагированные, подавленные эмоции приводят к хроническому напряжению мышц. Эти очаги напряжения постоянно воздействуют на наш головной мозг. В результате такое постоянное напряжение влияет на самочувствие человека.
Упражнение «Плохой/хороший»
Ведущий рассказывает про науку, которая изучает процессы, происходящие в мышечных тканях при определенных нагрузках. Для демонстрации опыта вызывается участник, который на время «эксперимента» исполняет роль испытуемого. У испытуемого должны отсутствовать повреждения на руках, травмы. Когда ведущий убедится, что все в порядке, делает пробное испытание силы вытянутой руки, поднятой испытуемым в сторону на уровне плеч. Делается это так, чтобы участники видели, какое усилие приложил ведущий, чтобы опустить руку испытуемого.
1 эксперимент. Испытуемому дается инструкцию: «Закройте глаза и 10 раз произнесите: «Я – плохой!»». После этого испытуемый поднимает вытянутую руку в сторону, а ведущий без труда опускает ее. Затем дается инструкция: «Закройте глаза и 10 раз произнесите: «Я – хороший!»». После этого испытуемый поднимает вытянутую руку в сторону, а ведущий уже с трудом опускает ее.
2 эксперимент. Испытуемому дается инструкцию: «Закройте глаза и вспомните ситуацию, когда Вам было плохо, представьте это событие во всех подробностях. Говорить ничего не надо, мы ничего не узнаем об этом. Необходимо просто войти в это состояние. Когда Вы будете готовы, просто кивните нам и поднимите руку как обычно». Затем все происходит, как в первом эксперименте, только во второй раз испытуемому предлагается вспомнить триумф или что-то очень хорошее.
После этого идет обсуждение. Что происходит с человеком, который «заполнен» отрицательными эмоциями? Ведущий подводит участников к осознанию того, что плохое расположение духа ведет к ослабеванию организма.
Ведущий. Организм, находясь в таком состоянии либо бессознательно стремиться реализовать свои неотреагированные эмоции, либо просто начинает болеть. Бессознательное стремление реализовать свои неотреагированные, подавленные эмоции приводит к агрессивному, конфликтному поведению. Люди, у которых накопились негативные эмоции, обижают других, конфликтуют, реагируют неадекватно на раздражители. Из вышесказанного ясно, что подавлять свои чувства вредно для вас и для окружающих, и, что хорошо было бы научиться управлять своими чувствами, находить достойные пути выражения своих чувств. Психотерапевтический сеанс «Работа с негативным образом»
Ведущий. Представьте, пожалуйста, негативный образ. Далее: вспомните, когда вам было хорошо, когда вам дарили подарки, когда вы дарили подарки, сочувствуете (накопление добра). Вспомните, что читали о добре, что вам рассказывали о добрых людях. Почувствуйте, как накапливается энергия добра в сердце и в правой руке. Продолжайте представлять негативный образ и посылайте ему энергию добра. Наблюдайте, что происходит с негативным образом. Открываем глаза.
Теперь необходимо нарисовать негативный образ.
Представление рисунков (по желанию). Если мало времени, рисунок можно рисовать дома.
Изучение правил доброты
Помогай слабым, маленьким, больным, пожилым, попавшим в беду.
Не завидуй.
Прощай другим ошибки.
Будь внимателен к окружающим: может быть, кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.
Как вы понимаете эти правила?
(Обсуждение правил доброты в круге).
Упражнения «Два стула»
Ведущий. Нередко человек ощущает некоторую двойственность, расщепление противоположностями, чувствует себя в группе этих противоположностей, противостоящих сил. Вам предлагается сыграть диалог между этими сторонами. С каждой сменой роли вы будете менять стулья: «дружелюбное Я» и «раздраженное Я».
Упражнение «Рисунок»
Ведущий. Сделайте два рисунка, которые называются «радость» и «злость». Объясните, какие цвета вы выбрали для своих рисунков и почему? Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|