Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2010 » Январь » 11 » Занятие 14 из 25. Дремлющий вулкан – гнев внутри меня - Психологический тренинг
14:38
Занятие 14 из 25. Дремлющий вулкан – гнев внутри меня - Психологический тренинг

Занятие 14 из 25. Дремлющий вулкан – гнев внутри меня - Психологический тренинг

Цель
Создание условий для формирования

  • черт зрелой личности, способной справляться с жизненными трудностями;
  • умения принимать и контролировать гнев, как нормальную реакцию, осознавать причины своего гнева.

Оборудование
Листы и материалы для рисования.

Ход занятия
Приветствие

Упражнение «Коллективный счет»
Участники сидят, опустив головы. Задача группы – называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большего. При этом выполняются три условия: 

  • Никто не знает, кто начнет счет, и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально и невербально).
  • Нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд.
  • Если нужное число будет названо вслух двумя и более игроками, ведущий снова требует начать с единицы.

После упражнения дать возможность поделиться переживаниями, которые возникли.

Основная часть

Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Что чувствовали, какие эмоции испытывали, когда делали упражнение? А когда кто-нибудь сбивал счет? Гнев – это результат несоответствия нашего представления о мире с тем, что есть на самом деле. Если бы мы не надеялись на то, каким должен быть мир, то не стали бы гневаться. Например, Вернемся к случаю с моей подругой. Я чувствовала досаду, раздражение из-за того, что у меняв процессе жизни сложилось представление, убеждение, что, если человек о чем – либо договорился, то должен сдержать свое слово. Меня расстроило именно мое представление о дружбе, а не поведение Елены. Елена всегда была такой и всегда ведет себя подобным образом. Как же лучше всего реагировать в подобных ситуациях? Лучше всего переключиться на рассудочную деятельность: «Никто не может разозлить меня. Я злю сам себя, ожидая того, что все будут вести себя в соответствии с моими представлениями, и не пытаюсь принимать людей такими, какие они есть». Я не призываю вас перестать принимать во внимание действия, причиняющие вред. Я призываю вас распрощаться с иллюзией о том, что люди должны всегда поступать в соответствии с нашими ожиданиями.

Упражнение «Ситуации гнева»
Ведущий. Мы с вами – члены научной лаборатории. Нам необходимо сформулировать ситуации, порождающие гнев. Когда люди могут испытывать состояние гнева? Кто начнет? (Получение отказа, реагирование на агрессию, реагирование на оскорбление, обвинение в чем-то, реагирование на требования, нарушение прав: задели, толкнули, помешали что-то сделать, провокация и т.д.).
Наша научная лаборатория хорошо поработала. И это далеко не полный перечень ситуаций, которые порождают гнев. А как вы понимаете слово гнев? (Несколько ответов).
Итак, гнев – сильное чувство негодования, страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, вспышка озлобления, злоба.

Разговор по кругу, мини-лекция о проявлениях гнева
Ведущий задает вопросы учащимся:

  • Как давно вы гневались в последний раз?
  • Кто послужил причиной гнева? (Что послужило причиной гнева?)
  • Что вас задело больше всего?
  • Что вы выиграли в результате выплеснутого гнева?
  • Что проиграли?
  • Вспомните, могли ли вы себя контролировать?

Далее обсуждение идет о физическом переживании гнева, на доске ведущий пишет основные из них:

  • Жар
  • Напряженные мышцы рук и плеч
  • Рычащий (визжащий) голос
  • Дрожь
  • Сжатые кулаки
  • Стиснутые зубы
  • Прерывистое дыхание
  • В груди кипит, как в паровом котле, который вот-вот лопнет – необходима разрядка

Упражнение «Разговор по кругу» ведущий заканчивает тем, как состояние гнева влияет на общее состояние человека:

  • сознание суживается;
  • ситуация воспринимается односторонне;
  • видится лишь один вариант проблемы;
  • невозможность посмотреть на себя и ситуацию со стороны;
  • не видятся последствия нашего поведения;
  • видится, что нарушена «справедливость»;
  • ощущение цейтнота (надо что-то делать и немедленно).

Ведущий. Да, люди, которые испытывали гнев, гневались, могут просить прощения, извиняться. Им стыдно, что они не справились со своими чувствами: «Виноват, исправлюсь!». Гнев – древняя реакция на агрессию, которую можно и нужно взять под контроль. Бывает, что гнев дает почувствовать себя сильнее, свободнее, однако. Гнев – не показатель силы, а, скорее, свидетельства нашей слабости, обидчивости, ранимости, беззащитности.

Упражнение «Мой гнев»
Ведущий. Примите удобную для вас позу. Закройте глаза. Расслабьтесь. Почувствуйте, как ваше тело тяжелеет, теплая волна расслабления растекается по вашим мышцам. Позвольте себе наблюдать за собой.
Вспомните, пожалуйста, одну из последних ситуаций, которая вызвала у вас сильное чувство гнева. Представьте обстановку, услышьте людей, окружающих вас.
Как и где зарождался ваш гнев?
Где он находился?
Какого он цвета?
Имеет ваш гнев форму? Если имеет, то какую?
Из какого материала он состоит?
Легкий он или тяжелый?
Мягкий он или упругий?
Холодный он или горячий?
Есть ли у вашего гнева запах, вкус?
Какой звук у него?
Изменился ли он, пока вы его рассматривали?
Каков ваш гнев сейчас?
Сделайте то, что вам хочется с ним сделать…
А сейчас на счет три вы откроете глаза и окажетесь здесь, в комнате. Раз, два, три.
А теперь изобразите свой гнев.

Упражнение «Я рисую гнев»
Желающие рассказывают о том, как они рисовали, какие у них были при этом ощущения, какие цвета они использовали.

Рекомендации по работе с гневом
Ведущий. Что же делать с гневом, как с ним работать? Гнев – это удар по нашему здоровью, по самочувствию психическому и физическому. Это причина самых разных психосоматических заболеваний. Гнев приводит к разрушению взаимоотношений с людьми, к конфликтам. Мы уже говорили, что признаком истинной силы является умение себя контролировать. Нам необходимо научиться преодолевать гнев или быстро выходить из него.
Как это можно сделать?

  • Контролируйте вдохи и выдохи.
  • Постарайтесь увидеть в сложившейся ситуации что-то смешное.
  • «Если ты разгневан, сосчитай до десяти, прежде чем говорить; если ты сильно разгневан, сосчитай до ста» (Т.Джефферсон).
  • Можно «покататься на собственном тигре»: мысленно представьте себе ваш гнев в виде тигра, на котором вы сидите верхом.
  • Напишите «Письмо обидчику» и уничтожьте его, а не передавайте адресату.
  • Представьте, что вы гневаетесь на кого-то мысленно и все ему высказываете, проработайте несколько вариантов разговора.
  • Однажды, проследите реакцию гнева, посмотрев, во время ссоры, на себя в зеркало.
  • Скажите себе «Я не жду от людей, чтобы они вели себя так, как я этого хочу».

Завершение занятия
Ведущий. Наша встреча подошла к концу. Что мы делали на занятии? Как вы себя чувствуете (Разговор по кругу).

Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

    • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
    • Что тебе понравилось?
    • Что не понравилось?
    • Как вы сейчас себя чувствуете?


Можете приобрести все 25 занятий курса одним файлом
Курс личностного развития старшеклассников
Купить - Курс личностного развития старшеклассников


Категория: Курс личностного развития старшеклассников | Просмотров: 7098 | Добавил: alex | Теги: развитие личности | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 alex  
0
v Они рисовали ГНЕВ - правда! v

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]