Занятие 16 из 25. Учусь переживать - Психологический тренинг
Цель
Актуализация знаний о характере эмоций, основ эмоциональных ощущений, тестирование на уровень тревожности, передача знаний о выражении эмоций социально приемлемыми способами.
Оборудование
Текст теста на уровень тревожности.
Ход урока Приветствие
Упражнение «Любовь и ярость»
Вызываются два – три центровых игрока и им дается инструкция: «Закрой глаза и представь себе кого-нибудь, кого ты очень любишь. Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, пусть оно усиливается. Где это чувство расположено в твоем теле? Какой оно температуры? Какой у него цвет? Какое оно на ощупь? Полностью сконцентрируйся на чувстве любви, которое усиливается все больше и больше. Направь на него все свои мысли и ощущения... (1 минута)
Теперь открой глаза и выслушай рассказ свих друзей о том, что они при этом наблюдали. Вопросы наблюдателям: «Что ты видел? Ты можешь догадаться, о ком с такой любовью вспоминал твой товарищ и что он при этом думал?».
А теперь снова закрой глаза и представь себе человека, который выводит тебя из себя. Полностью сконцентрируйся на чувстве злости. Пусть эта ярость растет. Где в твоем теле располагается это чувство? Какой оно температуры? Какого она цвета? Какова на ощупь поверхность этого чувства? Сконцентрируй все свои ощущения и мысли на этом. (1 минута)
Теперь открой глаза. Пусть твои товарищи расскажут все, что они наблюдали. Что они видели в этот раз? Где в своем теле ты ощущал ненависть? Как ты можешь описать это чувство? (2 минуты)».
Затем ведущий дает центровым участникам листочки, на которых написано одно из двух раннее разобранных чувств. Ничего не говоря, центровые участники должны настроиться на то чувство, которое указано на их листочках. Все остальные должны догадаться, что изображают центровые участники.
Анализ упражнения может проводиться по следующей схеме:
— Какое чувство ты ощущал сильнее — любовь или злость?
— Есть ли кто-то, кого ты, то любишь, то ненавидишь?
— Почему мы любим других людей?
— Почему мы иногда сильно злимся на других людей?
— Что происходит, когда мы чаще испытываем злость, чем любовь?
— Ты знаешь, как можно прекратить чувство злости?
В этом упражнении учащиеся учатся обращать внимание на свои телесные ощущения в связи с испытываемыми ими сильными чувствами. Одновременно они учатся по мере надобности осознанно вызывать у себя эти чувства. Тем самым они доказывают себе, что в определенной степени могут контролировать собственные эмоции.
Введение в тему урока
Ведущий. Человек в своей жизни плачет и смеется, злится и радуется, бывает охвачен гневом или восторгом, страхом или яростью. Мы уже говорили, что эти переживания называются эмоциями. У животных также бывают эмоции. Все хоть раз в жизни видели кошку, которая выгнув спину, топорща усы и подняв хвост вверх, шипит на собаку.
Эмоции различаются по характеру: при этом почти у всех имеется противоположная: уверенность – тревожность; радость – горе; защищенность – страх; наслаждение – страдание; счастье – несчастье; радость – досада.
Особо сильные проявления эмоций – аффект, стресс, шок, паника, страсть, отчаяние и т.д. Чувства – это высший уровень эмоций, отвечающий потребностям людей.
Давайте попробуем создать шкалу добрых – злых чувств. Положительное «Я – эмоциональное» способствует активным проявлениям личности, эффективной её деятельности, успеху. Недаром говорят: «Ничто так не способствует успеху, как уверенность в нем». И наоборот отрицательное «Я – эмоциональное» (я не нравлюсь, я не способный, я не защищен) в такой же степени ухудшает результаты, мешает успеху.
Тест «Уровень тревожности»
Ведущий. Вспомните сейчас ситуацию, когда что-нибудь стряслось в вашей жизни. О ней, наверное, знали близкие вам люди. Они могли даже понимать вас и сочувствовать вам, но мог ли кто-нибудь из них знать, как вы внутри переживаете произошедшее, как вы ощущаете боль, тоску, вину, какие образы и мечты кружатся в вашей голове, как стучат в висках вопросы: «Почему мне?..», «За что?..», «Ах, если бы я тогда?..». Состояние, когда человек о чем-то переживает, называется тревожностью. Незначительная тревога действует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть «эмоционально калечащим» и привести к отчаянию. Переживания тревоги в объективно тревожной для субъекта ситуации – это нормальная, адекватная реакция, реакция, свидетельствующая о нормальном адекватном восприятии мира, хорошей социализации и правильном формировании личности. Такое переживание не является показателем тревожности субъекта. Переживание же тревоги без достаточных оснований означает, что восприятие мира является искаженным, неадекватным. Адекватные отношения с миром нарушаются. В этом случае речь идет о тревожности как особом свойстве человека, особом виде неадекватности. Давайте с помощью несложного теста определим свой уровень тревожности.
Прочитайте внимательно каждое из приведённых ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов здесь не может быть.
Варианты ответов:
Совершенно не согласен - 1
В основном не согласен - 2
В основном согласен - 3
Полностью согласен - 4
Суждения:
1. Я сейчас спокоен
2. Мне ничто не угрожает
3. Я нахожусь в напряжении
4. Я внутренне скован
5. Я чувствую себя свободно
6. Я расстроен
7. Меня волнуют возможные неудачи
8. Я ощущаю душевный покой
9. Я встревожен
10. Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения
11.Я уверен в себе
12. Я нервничаю
13. Я не нахожу, себе места
14. Я взвинчен
15. Я не чувствую внутренней скованности, напряжённости
16. Я доволен собой
17.Я озабочен
18. Я. слишком возбуждён
19. Мне радостно
20. Мне приятно
Оценка результатов. Уровень тревожности – надо подсчитать по формуле: Т = E1 – E2 + 35, где Е – сумма зачёркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы З,4,6,7,9;12,13,14,17,18;
E2 – сумма остальных зачёркнутых цифр (пункты 1,2, 5, 8, 10,11,15,16,19,20).
Результат: до 30 баллов – низкая тревожность;
31–45 – умеренная тревожность;
46 и более – высокая тревожность.
Высокая тревожность вызывает нарушение внимания, памяти, тонкой координации, ведёт к нервным срывам. Умеренная тревожность – естественное состояние активной личности. Низкая тревожность в некоторых случаях приводит к поражению, проигрышу, отставанию и т.п. Эмоции и чувства выражаются внешне в интонациях речи, мимике, пантомимике, в стиле и формах поведения. Они представляют определённый «язык» общения (самый древний).
Человек имеет право на любую эмоцию. Но формы проявления эмоций должны быть человеческими, отвечать общепринятым правилам приличия.
Упражнение «Я учусь переживать»
Ведущий. Внутренний опыт показывает, что переживания возникают непроизвольно, независимо от нашего желания. Прямое намерение ощутить какое-то чувство как бы парализует на время способность испытывать его. Нельзя непосредственно вызвать в себе переживание, но можно создать ситуацию (реальную или воображаемую), которая вызовет это переживание. Итак, давайте попробуем с вами выполнить такое упражнение. Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте, что вы идете по темному переулку. Поздний вечер. Переулок постепенно сужается. В окружающих домах не горит ни одно окно. Под вашими ногами хрустит снег. Сзади вы слышите какой-то шорох, оборачиваетесь — никого нет. Вы проходите последний фонарь и оказываетесь практически в полной темноте. Где-то рядом хлопнула дверь, вы слышите шаги. Они постепенно убыстряются. Обернувшись, вы видите темную фигуру. Вы пытаетесь ускорить шаг, краем глаза замечаете, что сзади идут уже двое. Вы хотите побежать, но снег становится рыхлым и глубоким. Вы спотыкаетесь и чуть не падаете. Скрип снега позади приближается, нарастает... Откройте глаза, давайте обсудим ваши ощущения. Были ли они вообще? Какие у вас возникли чувства?»
Информация для учащихся
Давайте поговорим теперь о правилах, которые могут помочь человеку пережить сложную ситуацию в жизни или, наоборот, запомнить приятную. Вот что советуют психологи.
Во-первых, если вы хотите избавиться или ослабить какое-то нежелательное состояние, попытайтесь сделать прямо противоположное — вызвать это состояние и даже попытаться усилить его. Например, вы боитесь учителя математики, вы волнуетесь каждый раз, когда вам нужно зайти в его кабинет. В этом случае попробуйте сказать себе: «Как я боюсь учителя математики, вы даже не можете представить себе, как я его боюсь. Вот, конечно, руки дрожат, ноги дрожат, сказать ничего не могу. Не могу даже сойти с места. Сейчас я умру от страха». В результате такого самоубеждения происходит обратный эффект: страх пропадает.
Во-вторых, если вы хотите сохранить или усилить какое-либо приятное переживание, направьте свое внимание на объекты, на людей, на действия, которые вызывают в вас эти состояния. Например, вспомните о чем-нибудь очень приятном. Важную роль здесь играет эмоциональная память.
Второе упражнение «Я учусь переживать»
Ведущий. Любую неприятную ситуацию можно преобразовать. Это необходимо в том случае, если ситуация уже в прошлом, а ее переживание никак не уходит в разряд бывших. Закройте глаза. Представьте человека, о котором вам неприятно вспоминать. Кто это: нелюбимый учитель, одноклассник, который более всего досаждает вам, знакомый, вызывающий у вас отрицательные эмоции, или просто контролер, оштрафовавший вас?..
Вспомните, как он выглядит, во что одет, какое у него выражение лица... А что он в данный момент делает? Представили? А теперь мысленно пририсуйте ему кошачьи усы. Как он вам теперь? Примерьте на него штанишки, как у Карлсона, короткие, с пропеллером, нажмите на пуговицу-кнопку: моторчик начинает жужжать, он улетает на крышу. Оставьте его там. Откройте глаза. Ведь это же смешно — вы можете сделать что угодно с образом досадившего вам человека, его даже жалко становится. Смейтесь над его суровостью, злостью, недоброжелательностью, и вам станет легче. В конце концов, хорошо смеется тот, кто смеется последним. В том случае, если переживание слишком глубоко, а обида сильна и предложенный способ не помогает, попробуйте второй способ.
Опять закройте глаза. У каждого из вас есть человек, одно воспоминание о котором портит вам настроение. Представьте его, вспомните мельчайшие детали его облика, прочувствуйте свое отношение к нему... А теперь как бы отставьте его образ в сторону.
Сейчас попробуем вспомнить то место, где вам было хорошо, где вы чувствовали себя независимо, вас охватывала безмятежность и радость бытия. Может быть, это берег ласкового моря, теплый песок, яркое солнце, шелест волн... Может быть, это лес, сосновый бор, березовая роща. Неважно, что это, важно ваше состояние.
Расслабьтесь, ведь вы не испытываете никакого напряжения, находясь там... Вспомните, представьте это место и свое состояние там до мельчайших подробностей. Вы чувствуете состояние счастья и покоя, вам просто очень хорошо... Вы видите перед собой яркую, светлую, приятную картину, она занимает все пространство в вашем воображении, и теперь поместите в эту картину образ неприятного вам человека... Уменьшите его в размерах, он уменьшается, уменьшается, вот он совсем маленькая точка, отодвиньте его в уголок вашей картины. Посмотрите и почувствуйте: он маленькое темное пятнышко на фоне прекрасной, великолепной жизни... Откройте глаза. Давайте обсудим, что у нас получилось.
Обсуждение. В результате с помощью ведущего учащиеся приходят к следующим выводам.
Ведущий. Итак, в жизни есть ситуации, которые нельзя исправить, их нужно пережить. Переживание вызывается ситуацией, ею и управляется. Усиление переживания волевым способом сводит переживание на нет. Переживание зависит от субъекта, объекта, контекста и словесного описания ситуации. Наши воспоминания — это картина, которая есть в нашем сознании сейчас. В нашей воле менять ее составляющие.
Известный психолог Ф.Е. Василюк, посвятивший немало своих работ психотехнике переживания, пишет: «Если уподобить критическую ситуацию падению бегущего человека, то переживанию будут соответствовать усилия, потраченные им для того, чтобы встать на ноги и получить тем самым возможность снова продолжить бег».
Рекомендации по управлению эмоциями и чувствами (своими и других людей)
- Уважайте чувства других.
- Проявите терпимость к чьей–то бурной эмоции.
- Поощряйте в других желаемое для вас поведение.
- Откажитесь от негативной борьбы за лидерство (от конфликтов, грубости, агрессии).
- Нейтрализуйте желание отомстить, ибо подобная эмоция разрушительна для человека.
Если вами овладела сильная эмоция, то:
- Попросите помощи.
- Сядьте и поплачьте (дайте выход эмоциям). Сделайте перерыв, посчитайте про себя, подумайте о чём–либо приятном.
- Побегайте, дайте себе физическую нагрузку.
- Внушайте себе, что всё не так плохо.
- Выясните, как успокаивают себя в этом случае другие, попробуйте делать то же.
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|