Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2010 » Январь » 11 » Занятие 19 из 25. Семья как школа любви - Психологический тренинг
13:54
Занятие 19 из 25. Семья как школа любви - Психологический тренинг

Занятие 19 из 25. Семья как школа любви - Психологический тренинг

Цель занятия
Формирование позитивного видения семьи как высшей человеческой ценности.

Оборудование

Ход занятия

Приветствие

Упражнение «Ассоциация»
Ведущий просит участников назвать ассоциации к слову «любовь». ведущий подводит участников к осознанию того, что это очень широкое понятие. Что такое любовь? Есть люди, которые слово «любовь» ассоциируют со словом «секс», а есть такие, которые вообще не знают, что это такое. Настоящая любовь больше отдает, чем получает. Любящие люди чувствуют состояние любимого, будь то друг или супруг, ребенок или кто-то близкий.

Основная часть

Введение в тему
Ребята, сегодня мы будем говорить о ценностях и роли семьи в жизни каждого человека. Ведущий предлагает назвать то, что участники ценят в жизни. В качестве примера ведущий может привести следующий список конкретных ценностей для человека: здоровье, семья, работа, дом, любовь, деньги, досуг, образование, путешествия.

Мини-лекция об иерархии фундаментальных потребностей Маслоу
Мини-лекция проводится с целью объяснения необходимости любви и роли семьи в передачи любви всем ее членам. Ведущий сообщает участником о том, что жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Представитель гуманистического направления в психологии А.Маслоу высказал идею об иерархии потребностей:
1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)
3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)
4. потребность в уважении (самоуважение, признание)
5. потребности самоактуализации (развитие способностей)
Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:
85% - физиологические;
70% - безопасность и защита;
50% - любовь и принадлежность;
40% - самоуважение;
10% - самоактуализация.
Он утверждал, что потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будет в достаточной мере удовлетворены.
Ведущий рисует пирамиду потребностей и подводит участников к осознанию того, что базовые низшие потребности (физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности) удовлетворяются в семье. Получив опыт любви, ответной привязанности, принадлежности к своей семье, человек успешен в дальнейшей жизни даже тогда, когда родителей нет рядом. Семья является одновременно социальным институтом, где удовлетворяются базовые потребности, и школой любви. Ребенок именно у родителей учится искусству любви. Недолюбленные в детстве дети вырастают жестокими и агрессивными, а иногда жестокость и агрессивность направляется против самих себя. Внешне все может выглядеть хорошо, но человек испытывает трудности в отношениях с людьми, все пытается решить силой, никому не доверяет.

Тест «Способность к эмпатии»
Ведущий предлагает участникам пройти тест, результаты которого покажут уровень развития способности прочувствовать состояние другого человека, умение встать на место человека, понять его, способности к любви. Определить это можно с помощью теста, направленного на выявление способности к эмпатии. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписать к ответам следующие баллы: «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» – 1 балл, «иногда» – 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда» – 4 балла, «всегда» – 5 баллов.

  1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
  2. Взрослых детей раздражает забота их родителей.
  3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
  4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю современные ритмы.
  5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
  6. Больному человеку можно помочь даже словом.
  7. Посторонним не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
  8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
  9. Когда в детстве слушал грустную историю, на глаза наворачивались слезы.
  10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
  11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
  12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
  13. Я всегда прощал всё родителям, даже если они были не правы.
  14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
  15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, у меня такое чувство, словно это происходит со мной.
  16. Родители относятся к своим детям справедливо.
  17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
  18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
  19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
  20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
  21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
  22. В детстве я приносил домой бездомных кошек и собак.
  23. Все люди необоснованно озлоблены.
  24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
  25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
  26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
  27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
  28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
  29. Младшим нравится, когда я предлагаю им дело или развлечение.
  30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение хозяина.
  31. Из затруднительной, конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
  32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
  33. Молодежь должна откликаться на просьбы стариков.
  34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
  35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
  36. Если мои друзья начинают посвящать меня в свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов.
Если Вы ответили «не знаю» на утверждения под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также «да» на пункты 11, 13, 15, 27 (всего более четырех раз), то результаты Вашего тестирования недостоверны. Если не более трех раз, то просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.
Если в результате тестирования Вы набрали от 82 до 90 баллов, то у Вас очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание, Вы тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова, но Вы сами очень ранимы, нуждаетесь в эмоциональной поддержке.
63 – 81 балл – высокая эмпатийность. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты, но Вас легко вывести из состояния равновесия.
37 – 62 балла – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей, свои эмоциональные переживания держите под самоконтролем, но это иногда мешает полноценному восприятию людей.
12 – 36 баллов – низкий уровень эмпатийности, Вы испытываете затруднения в установлении контакта с людьми, неуютно чувствуете себя в чужой компании.
11 баллов и меньше – очень низкий уровень, эмпатийные тенденции личности не развиты, Вы во многом не находите взаимопонимания с окружающими.

 

Упражнение «Я и моя семья»
На листе бумаги каждый участник располагает по кругу имена всех членов своей семьи. Участники по очереди проводят от своего имени стрелку к имени того, кого любят больше всего. Затем необходимо записать цвет, которому соответствует каждый член семьи на листе. Интерпретация проводится в соответствии с таблицей.

Значения цветов:
Зеленый цвет говорит о том, что вы видите другого человека добросовестным, спокойным.
Синий — уравновешенный, несколько холодный.
Красный — дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
Розовый — нежный, чувствительный, уязвимый.
Оранжевый — гибкий, добрый, отзывчивый, художественно одаренный, но поверхностный, преобладает хорошее настроение, интересы неустойчивые, потребность в увлечениях.
Желтый — очень активный, открытый, общительный, веселый.
Фиолетовый — беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребности в душевном контакте.
Коричневый — зависимый, чувствительный, расслабленный.
Черный — молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
Серый — вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.

Завершение занятия

Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:

    • Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
    • Что тебе понравилось?
    • Что не понравилось?
    • Как вы сейчас себя чувствуете?
Категория: Курс личностного развития старшеклассников | Просмотров: 7029 | Добавил: alex | Теги: Купить психологические тренинги для, Маслоу, семья, Курс личностного развития, Тренинг | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]