Занятие 19 из 25. Семья как школа любви - Психологический тренинг
Цель занятия
Формирование позитивного видения семьи как высшей человеческой ценности.
Оборудование
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Ассоциация»
Ведущий просит участников назвать ассоциации к слову «любовь». ведущий подводит участников к осознанию того, что это очень широкое понятие. Что такое любовь? Есть люди, которые слово «любовь» ассоциируют со словом «секс», а есть такие, которые вообще не знают, что это такое. Настоящая любовь больше отдает, чем получает. Любящие люди чувствуют состояние любимого, будь то друг или супруг, ребенок или кто-то близкий.
Основная часть
Введение в тему
Ребята, сегодня мы будем говорить о ценностях и роли семьи в жизни каждого человека. Ведущий предлагает назвать то, что участники ценят в жизни. В качестве примера ведущий может привести следующий список конкретных ценностей для человека: здоровье, семья, работа, дом, любовь, деньги, досуг, образование, путешествия.
Мини-лекция об иерархии фундаментальных потребностей Маслоу
Мини-лекция проводится с целью объяснения необходимости любви и роли семьи в передачи любви всем ее членам. Ведущий сообщает участником о том, что жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают. Представитель гуманистического направления в психологии А.Маслоу высказал идею об иерархии потребностей:
1. физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)
2. потребность в безопасности (стабильность, порядок)
3. потребность в любви и принадлежности (семья, дружба)
4. потребность в уважении (самоуважение, признание)
5. потребности самоактуализации (развитие способностей)
Маслоу сделал предположение, что средний человек удовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени:
85% - физиологические;
70% - безопасность и защита;
50% - любовь и принадлежность;
40% - самоуважение;
10% - самоактуализация.
Он утверждал, что потребности, расположенные внизу, должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознать наличие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху. Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая, расположенная выше потребность, проявится и станет действующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делает возможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие в мотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточной степени удовлетворены, прежде чем возникнут потребности безопасности; физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны быть удовлетворены до некоторой степени, прежде чем возникнут и будут требовать удовлетворения потребности принадлежности и любви. По Маслоу, это последовательное расположение основных нужд в иерархии является главным принципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того, что иерархия потребностей распространяется на всех людей, и что чем выше человек может подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует. Неважно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: если потребности более низкого уровня перестанут удовлетворяться, человек вернется на данный уровень и останется там, пока эти потребности не будет в достаточной мере удовлетворены.
Ведущий рисует пирамиду потребностей и подводит участников к осознанию того, что базовые низшие потребности (физиологические потребности, потребность в безопасности, потребность в любви и принадлежности) удовлетворяются в семье. Получив опыт любви, ответной привязанности, принадлежности к своей семье, человек успешен в дальнейшей жизни даже тогда, когда родителей нет рядом. Семья является одновременно социальным институтом, где удовлетворяются базовые потребности, и школой любви. Ребенок именно у родителей учится искусству любви. Недолюбленные в детстве дети вырастают жестокими и агрессивными, а иногда жестокость и агрессивность направляется против самих себя. Внешне все может выглядеть хорошо, но человек испытывает трудности в отношениях с людьми, все пытается решить силой, никому не доверяет. Тест «Способность к эмпатии»
Ведущий предлагает участникам пройти тест, результаты которого покажут уровень развития способности прочувствовать состояние другого человека, умение встать на место человека, понять его, способности к любви. Определить это можно с помощью теста, направленного на выявление способности к эмпатии. Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая на каждое из 36 утверждений, приписать к ответам следующие баллы: «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» – 1 балл, «иногда» – 2 балла, «часто» – 3 балла, «почти всегда» – 4 балла, «всегда» – 5 баллов.
- Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».
- Взрослых детей раздражает забота их родителей.
- Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.
- Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю современные ритмы.
- Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
- Больному человеку можно помочь даже словом.
- Посторонним не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
- Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
- Когда в детстве слушал грустную историю, на глаза наворачивались слезы.
- Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
- Я равнодушен к критике в мой адрес.
- Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
- Я всегда прощал всё родителям, даже если они были не правы.
- Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
- Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, у меня такое чувство, словно это происходит со мной.
- Родители относятся к своим детям справедливо.
- Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
- Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
- Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
- Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
- Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
- В детстве я приносил домой бездомных кошек и собак.
- Все люди необоснованно озлоблены.
- Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
- В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
- При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
- Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
- Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
- Младшим нравится, когда я предлагаю им дело или развлечение.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение хозяина.
- Из затруднительной, конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
- Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
- Молодежь должна откликаться на просьбы стариков.
- Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
- Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
- Если мои друзья начинают посвящать меня в свои проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов.
Если Вы ответили «не знаю» на утверждения под номерами: 3, 9, 11, 13, 28, 36, а также «да» на пункты 11, 13, 15, 27 (всего более четырех раз), то результаты Вашего тестирования недостоверны. Если не более трех раз, то просуммируйте все баллы, приписанные ответам на пункты: 2, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 15, 16, 19, 21, 22, 24, 25, 26, 27, 29, 32.
Если в результате тестирования Вы набрали от 82 до 90 баллов, то у Вас очень высокий уровень эмпатийности. У Вас болезненно развито сопереживание, Вы тонко реагируете на настроение собеседника, еще не успевшего сказать ни слова, но Вы сами очень ранимы, нуждаетесь в эмоциональной поддержке.
63 – 81 балл – высокая эмпатийность. Вы эмоционально отзывчивы, общительны, быстро устанавливаете контакты, но Вас легко вывести из состояния равновесия.
37 – 62 балла – нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей, свои эмоциональные переживания держите под самоконтролем, но это иногда мешает полноценному восприятию людей.
12 – 36 баллов – низкий уровень эмпатийности, Вы испытываете затруднения в установлении контакта с людьми, неуютно чувствуете себя в чужой компании.
11 баллов и меньше – очень низкий уровень, эмпатийные тенденции личности не развиты, Вы во многом не находите взаимопонимания с окружающими.
Упражнение «Я и моя семья»
На листе бумаги каждый участник располагает по кругу имена всех членов своей семьи. Участники по очереди проводят от своего имени стрелку к имени того, кого любят больше всего. Затем необходимо записать цвет, которому соответствует каждый член семьи на листе. Интерпретация проводится в соответствии с таблицей.
Значения цветов:
Зеленый цвет говорит о том, что вы видите другого человека добросовестным, спокойным.
Синий — уравновешенный, несколько холодный.
Красный — дружелюбный, общительный, энергичный, уверенный, раздражительный.
Розовый — нежный, чувствительный, уязвимый.
Оранжевый — гибкий, добрый, отзывчивый, художественно одаренный, но поверхностный, преобладает хорошее настроение, интересы неустойчивые, потребность в увлечениях.
Желтый — очень активный, открытый, общительный, веселый.
Фиолетовый — беспокойный, эмоционально напряженный, имеющий потребности в душевном контакте.
Коричневый — зависимый, чувствительный, расслабленный.
Черный — молчаливый, эгоистичный, враждебный, отвергаемый.
Серый — вялый, пассивный, неуверенный, безразличный.
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|