Занятие 22 из 25. Навыки психологической поддержки - Психологический тренинг
Цели и задачи занятия
- Познакомить с понятиями «знак внимания», «комплимент», «похвала», «поддержка».
- Освоить навык психологической поддержки с помощью различных психотехнических приемов.
- Дать участникам группы возможность пережить опыт принятия знаков внимания.
- Дать участникам группы возможность почувствовать эффект поддерживающего отношения со стороны партнера, указывающего на то хорошее, что есть в нем самом, и что именно эта его внутренняя сила и может стать источником его самоуважения и личностного роста.
- Помочь участникам группы понять, что любую затруднительную ситуацию можно проанализировать без осуждения, находя в ней сильные стороны, и испытать на себе такой способ реагирования, при котором самоуважение не снижается.
- Повысить уровень доверия членов группы друг к другу.
Оборудование
Релаксационная музыка. Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Знаки внимания»
Ведущий. В практической психологической работе часто встречаются с тем, что многие подростки жалуются на то, что окружающие их люди, в том числе близкие и друзья, не высказывают в их адрес достаточного одобрения, любви и внимания. Давайте посмотрим, насколько удовлетворяется ваша потребность в знаках внимания.
Напишите на листе бумаги все области вашей жизни, которые для вас значимы, и оцените каждый из перечисленных пунктов знаком "+”, "–" или
«0» по пятибалльной шкале.
«+» поставьте против тех пунктов, где, на ваш взгляд вы, получаете достаточно знаков внимания;
«-» поставьте там, где, на ваш взгляд, вас недооценивают;
«0» поставьте против тех пунктов, где вы вообще не получаете или почти не получаете знаков внимания.
Посмотрите на список и определите свой баланс знаков внимания.
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Подростки и юноши, стремясь к независимости, проявляемой в первую очередь во внешних формах поведения, сохраняют на глубинном уровне необходимость психологической поддержки, а ее отсутствие является фактором, повышающим личностную тревожность.
Таким образом, освоение навыка оказания и принятия психологической поддержки, является важным фактором в решении многих значимых для подростка проблем.
Мини-лекция
Материал для лекции взят на страницах методической газеты «Школьный психолог» - автор М. Битянова. Далее статья «Лучше бы отлупили» приводится без изменений:
«Еще в начале ХХ века английский философ, психолог и педагог У. Джеймс говорил, что для человека нет более страшного наказания, чем находиться в обществе и быть не замечаемым другими людьми. Насмешка, осуждение, неприятие — все эти формы социального наказания болезненны, но выносимы. Наказание психологическим неподтверждением не просто тяжело переносимо, оно разрушительно для личности.
Так уж случилось, что другой человек играет в нашей жизни огромную роль, партию первой скрипки: через подтверждение и неподтверждение нашего психологического существования в его глазах. Он — этот другой — управляет нашей самооценкой, эмоциональным самочувствием и даже психическим здоровьем, о чем речь пойдет ниже.
Привести пример? Достаточно вспомнить самое жестокое наказание, которое придумано подростковой группой для тех, кто смеет быть не как все. Это не оскорбления и даже не «темная». Это — БОЙКОТ. Думаю, что те, кто прошел через эту процедуру хотя бы раз, не могут со мной не согласиться. Бойкот будит в подростке-жертве самые дремучие силы страха и унижения, подвергает его психику и самолюбие огромному, часто просто невозможному испытанию.
Неподтверждение — это трагедия, не знающая возрастных границ. И серьезнее всего от нее страдают дети. Именно в хроническом, «последовательном» неподтверждении матерью своего ребенка Р.Д. Лэйнг, знаменитый английский психиатр, увидел причину подростковой шизофрении. Кому-то отстраненность и холодность взрослых обходится «дешевле»: несформированной самооценкой, психологической зависимостью, слабостью «Эго».
Дети ненавидят те формы наказания, которые связаны с психологической изоляцией, интуитивно предпочитая наказания физические, материальные и другие. Как емко выразился один юный «психолог», которого родители в качестве наказания в течение некоторого времени воспринимали как предмет домашнего обихода, ценный, но неодушевленный: «Лучше бы отлупили». Конечно лучше. Когда родители «лупят», лишают развлечений или просто орут, они этими весьма неоригинальными способами пытаются донести до ребенка идею: «Ты есть, но ты плохой». Если же они переставляют ребенка с места на место, как табуретку или даже дорогую вазу, они транслируют ему значительно более страшную идею: «Тебя нет».
HOW DO YOU DO?
Потребность человека быть подтвержденным другими, то есть существовать для них, иметь в их глазах самостоятельную ценность и значимость, не является открытием просвещенного ХХ века. Культура большинства современных народов предполагает обязательное выполнение всеми «минимума подтверждения». Он заложен в языке, закреплен писаными и неписаными правилами хорошего тона и морального поведения. «How do you do?», «Bonjour», «Здравствуйте!» — речевые формулы-приветствия различных народов несут в себе психологический, если хотите — психотерапевтический смысл. Его можно сформулировать так: «Ты существуешь для меня, ты мне не безразличен, я интересуюсь тобой и желаю тебе добра».
Тот же важный смысл вкладывается в элементарные нормы взаимоотношений, которые в нашей культуре именуются воспитанностью: каждый раз, увидев знакомого человека, надо оказать ему некоторый знак внимания: кивнуть, улыбнуться, прикоснуться, даже если вы по пятнадцать раз кряду сталкиваетесь в служебных коридорах. Надо сделать нечто, указывающее: ты для меня существуешь. Согласитесь, когда знакомый человек перестает это делать, легкий укол, досада, почти неуловимый дискомфорт сообщают вам об истинной реакции вашего «Я».
Объем минимального психологического подтверждения варьируется от одной культуры к другой и, что очень важно, зависит от общего социально-психологического состояния общества и конкретного человека. Чем общество и данный человек стабильнее, тем меньше им требуется знаков для того, чтобы чувствовать себя уверенным, защищенным. И, естественно, наоборот. В тревожные дни для личной или «общенародной» судьбы потребность в подтверждении возрастает. Можно без каких-либо натяжек утверждать, что сегодня вся наша страна, все мы нуждаемся в значительном объеме подтверждения. Минимум уже не срабатывает или дает парадоксальные результаты. Все чаще в обыденной жизни можно столкнуться с «бородатой» анекдотической ситуацией: в ответ на стандартный «культурный» вопрос «как дела, дружище?» вы можете получить незапланированный часовой разговор с подробным изложением этих самых дел.
НУЖНО СОВСЕМ НЕМНОГО
Не только массовая культура озабочена созданием психологически комфортных условий для нуждающихся в них. В современной практической психологии широко распространено понятие «подтверждающей психотерапии». Как правило, это первый шаг на пути установления контакта психолога с нуждающимся в помощи человеком. А иногда — и достойный финал психотерапии, так как проблема человека, возможно, состояла в отсутствии подтверждения.
Нередко психотерапевт становится первым, кто заметил человека, обратил на него внимание, уделил ему время, кому он стал интересен. Не только психотерапия, но и вся человеко-ориентированная психология (та, для которой человек — не объект изучения и воздействия, а создатель и творец собственной судьбы) по сути своей — подтверждающая деятельность. По крайней мере, может стать таковой.
Я, например, не раз замечала огромный подтверждающий эффект даже самой что ни на есть ортодоксальной психодиагностики. Вот свежий пример. По просьбе классного руководителя, недавно принявшего на себя заботу об учениках седьмого класса, психологи протестировали 12-летнюю девочку с целью выявления уровня интеллекта. Цель, причину, результаты — все это девочке объяснили. Однако, вернувшись в класс, она очень талантливо изобразила удивление и сказала своей учительнице: «Зачем все это со мной делали, не понимаю». «Это я попросила, — честно ответила та, — мне важно понять твои особенности, чтобы знать, как тебя лучше учить». Эффект, по словам педагога, был потрясающий (длительное, немое удивление), а последствия существенны: отношение девочки к школе и учению стало меняться в лучшую сторону.
ЛИЦОМ К ЛЮДЯМ
Казалось бы, если уж психодиагностика, внеличностная по своей сути, несет такой подтверждающий психотерапевтический потенциал, то что говорить о коррекционно-развивающей, консультативной работе! Но это наивное заблуждение. Диагностика, коррекция, консультирование, психологическое обучение — инструменты, этакие психологические дудки. В них еще надо вдохнуть жизнь, то есть личностный подтверждающий потенциал психолога, педагога или родителя. Людей надо «уметь подтверждать» (это о средствах, инструментах) и «хотеть подтверждать» (а вот это уже о позиции).
Позиция, дающая нам шанс научиться «подтверждать» других людей, называется в психологии открытой коммуникативной. Такая позиция — это естественная включенность в состояние другого человека, готовность к подтверждению, принятию и самораскрытию. Описать ее чрезвычайно трудно с точки зрения внутреннего содержания и форм проявления, но очень просто — с точки зрения последствий. Например, вот такой эксперимент.
В комнате сидят 10 человек, образуя круг. В него по одному входят новые люди, осматривают всех сидящих (они действуют по инструкции, полученной от экспериментатора: осмотреть сидящих в кругу людей) и выходят из комнаты. В соседнем помещении экспериментатор просит каждого в отдельности описать тех, кого он запомнил.
Когда в комнате побывает не менее 10 человек, экспериментатор объявляет сидящим в кругу: «Сейчас я расскажу вам, как вас запоминают люди». И дает заведомо ложную информацию. Тем, кого запоминали, сообщает, что их никто не заметил. И наоборот. Затем, после перерыва, эти же люди садятся в круг и новые 10 человек поочередно заходят в комнату и позже за дверью описывают экспериментатору тех, кого они запомнили.
Что же происходит? Кого не замечали раньше (но было сообщено, что их запоминают), тех начинают активно запоминать. И наоборот, не замечают тех, на кого ранее обращали внимание. Что поменялось в этих людях за время перерыва? Одежда? Макияж? Возраст? Нет, только их психологическая позиция. Замечают тех, кто сам занимает открытую коммуникативную позицию, как бы психологически расположен к людям «лицом», а не некоторыми другими частями тела. Именно такая позиция обеспечивает, в свою очередь, готовность к подтверждению других».
Упражнение «Эксперимент»
Выбираются два центровых участника, которые выходит из комнаты, чтобы договорится, какую историю (сказку) будут по очереди рассказывать группе. С оставшимися ведущий договаривается о том, что, когда зайдет первый участник и начнет рассказывать свою историю, то они всячески будут демонстрировать равнодушие к нему и к его рассказу. Кто-то будет читать что-нибудь, кто-то разговаривать с соседом, т.д. когда зайдет второй центровой участник, то группа должна всячески демонстрировать повышенную заинтересованность вошедшим и его рассказом.
Перед обсуждением необходимо спросить центровых участников о тех чувствах, которые они испытывают в данный момент.
Мини-лекция. Знаки внимания со стороны окружающих
Что имеется в виду, когда говорится о знаках внимания со стороны окружающих?
Давайте введем понятие «знак внимания» и входящие в него понятия «комплимент», «похвала», «поддержка».
«Знак внимания» – высказывание или действие, обращенное к человеку и призванное улучшить его самочувствие и вызвать радость.
«Комплимент» – знак внимания, выраженный в вербальной форме без учета ситуации, в которой человек находится в данный момент.
«Похвала» – оценочное суждение, в котором человека сравнивают с другими, причем это сравнение в его пользу.
Обратимся к толковому словарю: «Поддержать – придержать, не дать упасть».
«Поддержка» – знак внимания, оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен, сделанный в форме прямого речевого высказывания и касающейся той области, в которой у него в данный момент затруднения. Поддержка исключает сравнение с кем-либо, кроме себя самого.
Упражнение «Мои хорошие стороны»
Выбирается центровой участник, который выходит из комнаты. Причем ему дается задание подумать, какие хорошие стороны могут указать его сокурсники, пока он будет отсутствовать. В это время остальные участники составляют список из 10 положительных качеств, присущих центровому участнику. Центровой участник по возвращению называет свои положительные качества, которые по его мнению указала группа.
Упражнение «Визуализация»
Ведущий. Сядьте удобно, закройте глаза. Представьте одну из своих проблем в виде горы. Какие ваши сильные стороны помогут решить эту проблему? Представьте себе, что эти качества – это уступы в вашей горе. Поднимайтесь к вершине, опираясь на уступы. И вот вы на вершине. Вы – победитель. Побудьте в этом состоянии, насладитесь этим чувством. Откройте глаза. После этого члены группы обмениваются переживаниями.
Упражнение «Трон»
В круг ставится стул-трон. Каждый участник группы по очереди садится на трон, а остальные члены группы подходят к нему по одному кладут правую руку на плечо и «восхваляют» сидящего. После этого члены группы обмениваются переживаниями.
Как вариант можно провести упражнение «Пьедестал аплодисментов». Центровой участник становится на стул, остальные хлопают в ладоши.
Завершение занятия Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|