Занятие 23 из 25. Я и другие. Как ты относишься к людям, и как люди относятся к тебе - Психологический тренинг
Цели занятия
Совершенствование коммуникативных умений, обобщение знаний о себе, создание настроя на усиление процесса познания и понимания самого себя. Оборудование
Магнитофон, кассеты со спокойной музыкой. Рабочая тетрадь, авторучка.
Ход занятия
Приветствие
Ведущий приветствует всех и просит учащихся показать условным сигналом свою готовность к работе на занятии.
Все учащиеся по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.
Упражнение «Противоположность»
Выбирается центровой участник, который на некоторое время выходит за дверь. Ведущий предлагает группе выбрать два противоположных личностных качества, которые составляют два противоположных полюса одного качества (романтизм – практичность, агрессивность – спокойствие, т.д.).
Затем участники в тетрадях пишут фамилии и имена присутствующих на уроке в две колонки, распределяя одноклассников по признаку, который наиболее подходит, по их мнению, к этому человеку, не забывая себя и центрового участника внести в тот или иной список.
После этого класс визуально делится на две части. В одну сторону садятся участники одного полюса выбранного качества, в другую противоположного. После этого приглашается центровой участник.
Задача центрового участника отгадать загаданное личностное качество. У него есть право задавать разные вопросы, которые, по его мнению, позволят ему догадаться, какое качество было загадано. Когда центровой участник ответит, ему предлагается сесть на ту или иную сторону.
Последняя процедура позволит всем увидеть как оценивают его одноклассники по выбранному качеству, ведущий может сделать акцент на том, совпадают ли самооценки с оценкой группы. Называется фамилия первого участника и все по очереди называют тот полюс выбранного качества, который был приписан ими в начале урока. Ребята говорят, в какую колонку занесли этого человека.
Обсуждение.
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. От того как складываются ваши взаимоотношения с людьми зависит очень многое в нашей жизни. многое в жизни можно изменить к лучшему, если научится правильно выстраивать взаимоотношения с людьми.
Тест самопознания «Мои взаимоотношения с одноклассниками»
Ведущий. Сейчас мы поработаем с тестом самопознания «Мои взаимоотношения с одноклассниками».
Учащимся раздаются тестовые бланки (таблица в пять колонок). Бланк заполняется в следующем порядке. Надо:
— написать в первой колонке список класса (ведущий диктует его);
— оценить взаимоотношения с этим человеком по специальной шкале.
Каждой следующей колонке соответствует свой вопрос.
Вопрос колонки № 2: Хотел бы ты пригласить этого человека к себе на день рождения или другое торжество?
Вопрос колонки № 3: Как ты думаешь, пригласил бы этот человек на то же мероприятие тебя?
Вопрос колонки № 4: У тебя появилась возможность пойти вместе с товарищем из класса в турпоход. Кого бы ты пригласил с собой?
Вопрос колонки № 5: Как он поступил бы по отношению к тебе, если бы набирал группу в поход?
Ответы на вопросы оцениваются так:
· обязательно пригласил бы (+3)
· пригласил бы (+2)
· возможно, пригласил бы (+1)
· не знаю (0)
· возможно, не пригласил бы (–1)
· не пригласил бы... (–2)
· ни за что не пригласил бы... (–3)
Напротив своей фамилии в бланке ответов ставится прочерк.
Закончив проставление оценок, нужно произвести расчет:
· посчитать сумму оценок в каждой колонке с учетом знака оценки (получаются суммы С2, С3, С4, С5);
· оценить ваше отношение к одноклассникам, сложив С2 и С4 (получается сумма С6);
· оценить отношение к вам, сложив С3 и С5 (получаете сумму С7);
· сравнить суммы С6 и С7;
· сделать вывод о ваших отношениях.
Чтобы вывод был верен, необходимо учесть, что если суммы С6 и С7 сильно отличаются друг от друга, то это говорит о том, что у вас неправильные взаимоотношения с коллективом; если в оценках преобладают отрицательные цифры, то это значит, что отношения ваши очень плохие.
Надо задуматься, почему это происходит, в чем причина? Что нужно сделать для того, чтобы улучшить положение?
Психологический настрой на уверенность в себе
Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Прочувствуйте свое тело и расслабьтесь...
Представьте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем.
Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос... Сосредоточьтесь на нем!
Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце.
Я настраиваю вас на энергичную, веселую жизнь — и сейчас, и завтра, и во все последующие дни. Вы будете веселыми, энергичными, здоровыми.
Я настраиваю вас на более равнодушное, на более снисходительное отношение к ударам судьбы. Никогда не теряйте мужества, оптимизма! Будьте более стойкими и решительными!
Я настраиваю вас на постоянное, энергичное развитие всех своих способностей: и сейчас, и завтра, и во все последующие дни...
Представьте и прочувствуйте, что ваша голова стала сильной, умной. Прочувствуйте — вы полны бодрости! Вы ничего не боитесь! Вы полны сил, энергии, уверенности в себе! У вас все будет получаться!
Вы будете хорошо учиться за счет большой выносливости, хорошего настроения, цепкости памяти, активного желания быстрее наверстать упущенное.
Прочувствуйте, как повышается ясность вашей мысли, улучшается настроение, обостряется интуиция.
Прочувствуйте прилив новых жизненных сил. У вас все еще впереди! Вы талантливы! И у вас все получится!
Хорошо... Завершаем нашу работу.
Как только вы почувствуете, что вы завершили размышления о себе, что вы отдохнули, вы откроете глаза.
Итак, глаза каждый откроет тогда, когда ему этого захочется...
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
· Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии?
· Что тебе понравилось?
· Что не понравилось?
· Каков сейчас ваш эмоциональный фон? Изменился ли «цвет» эмоции?
|