Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2009 » Декабрь » 9 » Прогрессивные матрицы Равена Взрослый
15:16
Прогрессивные матрицы Равена Взрослый


Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена)
 
         Методика прогрессивных матриц Равена состоит  из  60  графических рисунков, разделенных  по  возрастающей  трудности - как внутри серии, так и между сериями. 
     Испытуемому предлагается рассмотреть поочередно все 60 рисунков, расположенных в верхней части таблиц (большое изображение). В правом нижнем углу  прямоугольника имеется  свободное  место. Под прямоугольником находится два ряда пронумерованных мелких изображений (деталей вкладок) - 6 или 8,  которые по форме и величине  точно подходят к  вырезу в большом прямоугольнике.  Каждая деталь имеет различный рисунок.  Перед испытуемым ставится задача выбрать  из  деталей одну, которая  точно  заполняет свободное место в большом изображении. Время выполнения не ограничено.
Тест состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от серии к серии.
В серии А - использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы. Серия А - непрерывность,  целостность структуры.  Полагается, что при решении  задач  этого типа реализуются следующие мыслительные процессы: а) дифференциация основных элементов структуры и раскрытие  связей между ними;  б) идентификация недостающей части структуры и сличение этой части с представленными образцами.
Серия В - построена по принципу аналогии между парами фигур. Обследуемый должен найти принцип, соответствен но которому построена в каждом отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце. Серия В  -  аналогии между парами фигур.  Обследуемый долен найти  принцип, соответственно которому построена в каждом  отдельном  случае аналогия и,  исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры в основном образце.
Серия С - построена по принципу прогрессивных изменений в фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую фигуру.     Серия С - прогрессивные изменения в структуре.  Эти фигуры в пределах одной матрицы все более усложняются, происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами подчиняется четкому принципу, обнаружив который можно подобрать недостающую фигуру.
Серия Д - построена по принципу перегруппировки фигур в матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном положениях.     Серия Д - перестановки фигур.  Построена по принципу  перегруппировки фигур  в матрице.  Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в горизонтальном и вертикальном направлениях.
Серия Е основана на принципе разложения фигур основного изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.     Серия Е - разложение фигур на составные части.  Основана на принципе разложения фигур основного изображения на  элементы.  Недостающую фигуру можно найти, поняв принцип анализа и синтеза фигур.

Методические указания к проведению теста
Инструкция: Тест строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды: "Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее: "Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего мышления".
После этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам выдан" (можно показать на примере одного образца).
Во время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: "Закрыть всем таблицы!
Собрать бланки и таблицы к ним. Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом номер обследуемого.
Интерпретация результатов (ключи)
Правильное решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результату. Такая разница позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к психической патологии).
За каждое правильное решение испытуемый получает один балл.
     1 степень - более 95 процентов верных ответов - особо высокий интеллект;
     2 степень - 75-94 процента верных ответов - интеллект выше  среднего;
     3 степень - 25-75 процентов верных ответов - средний интеллект;
     4 степень - 5-24 процента верных ответов - интеллект ниже среднего;
     5 степень - ниже 5 процентов верных  ответов  -  интеллектуальный дефект.
Стимульный материал можно скачать перейдя по ссылке ниже.



Категория: Методики | Просмотров: 8588 | Добавил: alex | Теги: тест | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]