Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2009 » Декабрь » 9 » Социометрический тест группы (по методике Дж. Морено)
06:21
Социометрический тест группы (по методике Дж. Морено)


Социометрический тест группы (по методике Дж. Морено)

В настоящее время тест имеет много модификаций: эксперимент «Выбор в действии», экспериментальная игра «У кого больше?». В ходе практической работы был проведен эксперимент «Выбор в действии».

Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, и решения следующий задач:

1.     Измерение степени сплоченности – разобщенности группы;

2.     Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии—антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

3.     Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.

Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.

Материалы. Список членов группы, социоматрица.

На каждого испытуемого заготавливается по три предмета, например по три картинки. До начала опыта дети не знают, в чем он будет заключаться. Им говорят только: «Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в неё, надо хорошо запомнить, где кто сидит за партой». Дети запоминают, где кто сидит, после чего помощник воспитателя (няня) выводит детей из комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в эксперименте, и те, кому это предстоит, не общаются между собой.

Эксперимент продолжается следующим образом. Воспитатель обращается к ребенку: «Мы играем в игру «У кого больше?». Вот тебе три картинки. Можешь положить их по одной трем детям из группы (себе класть нельзя). Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положишь картинки. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь».

Ребенок берет картинки и выкладывает их по одной в конверты, лежащие на столах. На каждой картинке ставится порядковый номер, под которым каждый ребенок фигурирует в списке.

После того как все члены группы осуществили выбор, воспитатель фиксирует сделанные выборы и приглашает детей ознакомиться с результатами. В запасе всегда следует иметь несколько лишних картинок, чтобы положить по 1—2 картинки тем детям, которые не получили их от сверстников. Это делается втайне от детей.

Данные, полученные в проведенных экспериментах, представляются на таблице, из которой видно:

1)     кто кого выбрал,

2)     взаимный ли это выбор,

3)     сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе),

4)     при проведении экспериментов через определенные промежутки времени таблица показывает изменение отношений в классе,

5)     при изучении осознания взаимоотношений на таблицу наносятся ожидаемые выборы.

Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех детей по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно наоборот), и присвоить каждому порядковый номер. Далее фамилии располагаются в таблице

 

Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается знаком «+». В суммирующих нижних графах таблицы подводятся общие итоги эксперимента для каждого ребенка.

Статусная структура группы – количественное отношение статусных категорий с точки зрения представленности «звёзд», «предпочитаемых» и т.д. Статусная структура характеризуется особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким – в I и II статусных категориях людей больше, чем в III и IV Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом.


Протоколы исследования и расчеты для примера можно скачать по ссылке ниже



Категория: Методики | Просмотров: 15858 | Добавил: Admin | Теги: тест | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
1 светлана  
0
чтобы были подсчитаны баллы по каждому участнику

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]