06:21 Социометрический тест группы (по методике Дж. Морено) |
Социометрический тест группы (по методике Дж. Морено)В настоящее время тест имеет много модификаций: эксперимент «Выбор в действии», экспериментальная игра «У кого больше?». В ходе практической работы был проведен эксперимент «Выбор в действии». Цель. Социометрический тест предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, и решения следующий задач: 1. Измерение степени сплоченности – разобщенности группы; 2. Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатии—антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые); 3. Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами. Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений, с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности. Материалы. Список членов группы, социоматрица. На каждого испытуемого заготавливается по три предмета, например по три картинки. До начала опыта дети не знают, в чем он будет заключаться. Им говорят только: «Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в неё, надо хорошо запомнить, где кто сидит за партой». Дети запоминают, где кто сидит, после чего помощник воспитателя (няня) выводит детей из комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в эксперименте, и те, кому это предстоит, не общаются между собой. Эксперимент продолжается следующим образом. Воспитатель обращается к ребенку: «Мы играем в игру «У кого больше?». Вот тебе три картинки. Можешь положить их по одной трем детям из группы (себе класть нельзя). Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положишь картинки. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь». Ребенок берет картинки и выкладывает их по одной в конверты, лежащие на столах. На каждой картинке ставится порядковый номер, под которым каждый ребенок фигурирует в списке. После того как все члены группы осуществили выбор, воспитатель фиксирует сделанные выборы и приглашает детей ознакомиться с результатами. В запасе всегда следует иметь несколько лишних картинок, чтобы положить по 1—2 картинки тем детям, которые не получили их от сверстников. Это делается втайне от детей. Данные, полученные в проведенных экспериментах, представляются на таблице, из которой видно: 1) кто кого выбрал, 2) взаимный ли это выбор, 3) сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе), 4) при проведении экспериментов через определенные промежутки времени таблица показывает изменение отношений в классе, 5) при изучении осознания взаимоотношений на таблицу наносятся ожидаемые выборы. Прежде чем составить таблицу результатов, следует расположить фамилии всех детей по алфавиту, сначала фамилии мальчиков, потом фамилии девочек (можно наоборот), и присвоить каждому порядковый номер. Далее фамилии располагаются в таблице Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается знаком «+». В суммирующих нижних графах таблицы подводятся общие итоги эксперимента для каждого ребенка. Статусная структура группы – количественное отношение статусных категорий с точки зрения представленности «звёзд», «предпочитаемых» и т.д. Статусная структура характеризуется особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким – в I и II статусных категориях людей больше, чем в III и IV Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом.
Протоколы исследования и расчеты для примера можно скачать по ссылке ниже |
|
Всего комментариев: 1 | ||
| ||