Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 17.05.2024

Тренинг для подростков

Психологические тренинги, как одно из направлений профилактической работы с подростками

В данной брошюре рассмотрена роль психологических тренингов в профилактике потребления психоактивных веществ среди подростков, освещены теоретические аспекты проведения психологических тренингов, предложен практический материал для проведения тренингов.
Данный материал будет интересен практическим психологам образования, методистам психологических служб, студентам психологических факультетов.
Содержание

1.    Введение    3
2.    Основная часть. Психологические тренинги, как одно из направлений профилактической работы с подростками    6
2.1.    Особенности проведения психологических тренингов с подростками    6
2.1.1.    Концептуальные особенности  психологических тренингов для подростков    6
2.1.2.    Задачи психологических тренингов для подростков    6
2.1.3.    Определение требований к подросткам, поступающим в тренинговые группы    7
2.1.4.    Понятие микропоступка в  тренинге    8
2.1.5.    Две основные позиции ведущего психологические тренинги для подростков    9
2.1.6.    Организационные моменты    11
2.2.    Практический материал для проведения психологических тренингов с подростками    11
2.2.1.    Программа психологического тренинга для старшеклассников    11
2.2.2.    Анкета по итогам тренингого цикла    72
3.    Заключение    72
4.    Литература    72


1.    Введение

Существуют линии развития  подростко-молодежных центров, которые на данный момент могут рассматриваться как приоритетные. Это, в частности,  разработка и реализация мероприятий по профилактике употребления ПАВ в подростково-молодежной среде.  Профилактика  строиться с учетом трех основных сфер жизнедеятельности детей и подростков – семья, школа, досуг, включая связанное с ними микросоциальное окружение.
Внедрение системы профилактики происходит в конкретных условиях. Наше общество переживает острый кризис. Его приметы ощутимы не только в экономической, политической, но и в социокультурной сфере. Кризис проявляется здесь в общем дефиците духовности, утрате людьми четких нравственных ориентиров, размывание граней между добром и злом. Кризисные процессы не могут не затрагивать подрастающее поколение. И, конечно, наиболее остро они отражаются на подростках и юношестве. С одной стороны,эта часть нашего общества не охвачена такой заботой, как дети, с другой стороны, не располагает теми возможностями активной деятельности, как взрослые.  Вместе с тем, подростки особенно чутки к состоянию общества, ибо сами находятся в том возрасте, когда человек проходит  закономерный кризис развития. Социализация детей в таких условиях происходти в большей степени стихийно, и последствия такой социализации непредсказуемы. Какие условия и события повлияют на формирование самосознания подростков, что станет для них главным и приоритетным в дальнейшей жизни зависит от того, в каких условиях будут жить и общаться подростки. Мы не можем быстро изменить реальные условия социализации подростков, так как происходит она прежде всего в семье и ближайшем микросоциуме, и не всегда эти условия бывают благополучными и социально приемлемыми. Всегда есть риск, что подросток «попадет под дурное влияние» и его социализация будет идти под влиянием этих неблагоприятных факторов.  Создание детских коллективов, в которых дети могут реализовать свой социальный потенциал, - это альтернатива стихийной социализации молодежи и подростков.
Из вышесказанного очевидно, что подростки и молодежь нуждаются в организованной, долговременной, профессиональной психологической помощи и поддержке, поскольку нынешняя подростковая среда - это модель нашего общества через 15 - 20 лет.  В сложившейся социальной ситуации мы -  психологи образования пытаемся дать подросткам знания и привить интерес к жизни и обществу. Занимаясь с детьми, мы восполняем то, что не может дать образовательная школа и семья.  Наша работа направлена прежде всего на формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у ребенка активного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни,  на  гармонизацию личностного развития.  Согласно современным подходам к профилактике злоупотребления ПАВ, гармонично развитая личность не нуждается в приеме ПАВ для удовлетворения своих насущных потребностей. Уходу в наркотизацию в этом случае противопоставляется самореализация личности в обществе, раскрытие ее потенциальных возможностей в социально – приемлемом русле. Гармоничное развитие личности выступает как защитный фактор по отношению к возможной наркотизации.
Создание условий гармоничного развития личности входит в первую группу защитных факторов от наркотизации. Другую – специфические антинаркотические установки, получившие название внутриличностный антинаркотический барьер. Этот этап работы проводится совместно с другими участниками образовательного процесса. Схема действия «внутреннего контроля».

Создание и поддержание этих условий позволяет с достаточной степенью уверенности говорить о предотвращении любых форм девиантного и аутодеструктивного поведения, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ. 
Гармоничное развитие личности подростка предполагает в первую очередь баланс развития профессионального и личностного самосознания подростков, их представлений о своих личностных особенностях, привычках, установках, способах мышления и общения. Подростковый возраст - это пора взросления, жизненного самоопределения, поиска себя.
Тренинг направлен прежде всего на обеспечение условий для развития профессионального и личностного самосознания подростков, их представлений о своих личностных особенностях, привычках, установках, способах мышления и общения. В тренинге каждый участник добровольно принимает участие во множестве психологических испытаний  и получает от группы обратную связь о своих способах работы и личностных и профессиональных качествах. В ходе тренинга идет мощный процесс группообразования и работает эффект групповой динамики. В то же время, тренинг открыт для сопереживающих зрителей, которые не участвуют в испытаниях тренинга, но являются необходимым элементом методики тренинга личностного роста и полностью находятся в психологическом поддерживающем пространстве тренинга.
Группа тренинга, как правило, состоит из 15-20 участников.  Стандартная программа тренинга предполагает десять занятий по три учебных часа (2-2,5 чистых часа времени) и может проводиться как один раз в неделю, так и по два-три раза в неделю (по согласованию с участниками).
В основной части брошюры расположен теоретический материал, где освещены особенности проведения тренингов с подростками, практический материал, где предложена программа проведения тренингов с описанием каждого занятия. На диске предложен видео- и фотоматериал по итогам тренингов с подростками.

2.    Основная часть. Психологические тренинги, как одно из направлений профилактической работы с подростками

2.1.    Особенности проведения психологических тренингов с подростками

2.1.1.    Концептуальные особенности  психологических тренингов для подростков

Тренинг личностного роста с подростками не является тренингом-обучением и не является тренингом-терапией, хотя и включает многие элементы этих двух подходов в себя. Тренинг личностного роста с подростками - это скорее форма общеразвивающей и профилактической работы психолога с детьми, но без жесткого требования достижения результата «развить во что бы то ни стало!». Последнее имеет своими следствиями ряд особенностей тренинга, о которых мы будем говорить ниже.
Психологи  различают проблемно-ориентированный тренинг с подростками и возрастно-ориентированный тренинг. Проблемно-ориентированный тренинг, будь это тренинг-обучение или тренинг-терапия имеет дело с детьми с определенными индивидуальными проблемами или задачами. Это могут быть агрессивные дети, или необщительные, замкнутые дети, или дети с проблемами принятия своего тела и пр. Во всех этих случаях тренинг строится под проблему или задачу. Есть огромное количество разработок такого рода тренингов. Тренинг личностного роста с подростками ориентирован не на индивидуально-психологические проблемы подростков, участников тренинга, а на нормативные возрастно-психологические проблемы и задачи подростков. Это возрастно-специфический тренинг. По своим задачам и возможностям он адекватен именно проблемам подростков. Приемлемый как для детей более младших возрастов, так и особенно для более старших юношей и девушек, тренинг личностного роста  оказывает наибольшее развивающее действие именно на детей подросткового возраста!

2.1.2.    Задачи психологических тренингов для подростков

Психологические задачи подростков этого возраста известны - это прежде всего задачи самоопределения в трех сферах: сексуальной, психологической (интеллектуальной, личностной, эмоциональной) и социальной. Проблемы этого возраста могут быть связаны с поиском путей удовлетворения шести основных потребностей детей этого возраста:
физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростков; потребности в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребности в независимости и эмансипации от семьи; потребности в привязанности; потребности в успехе, в проверке своих возможностей;  наконец, потребности в самореализации и развитии собственного Я.
Группы личностного роста с подростками дают последним возможность опробовать, а частично и реализовать, способы удовлетворения всех этих потребностей. Стоит остановится чуть более подробно на потребности в привязанности. Некоторые психологи слишком однозначно связывают эту потребность с феноменами подростковой любви, поиска нежности и взаимопонимания со стороны лиц противоположного пола. Однако другие психологи обращают внимание на более широкое понятие интимности. Исследования как отечественных, так и зарубежных возрастных психологов обнаружили у детей в момент перехода от подросткового к младшему юношескому возрасту интересную смену ориентиров: от свойственной более младшим подросткам ориентированности на преимущественное общение со сверстниками эти более старшие подростки обнаруживают не меньшую, а часто и большую потребность в доверительных, глубоких, диалогических демократичных, т.е. очень похожих на интимные в широком смысле этого слова контактах со взрослыми, причем как своего, так и противоположного пола. Ряд американских авторов говорит, что одной из возрастно-психологических задач детей этого возраста является задача формирования способности устанавливать за пределами семьи отношений того же типа, которые существуют в нормальной демократичной семье, т.е. в конце концов - отношения доверия. Но отношения доверия между психологом и клиентом являются основанием для самой возможности плодотворной работы между ними. Группа личностного роста с подростками дает возможность подростку довериться взрослому, т.е. рсихологу. Нет необходимости напоминать, что в задачи этого возраста входит и формирование Я-концепции, самосознания. Группа личностного роста интенсивно работает над этими задачами возраста.

2.1.3.    Определение требований к подросткам, поступающим в тренинговые группы

    Возрастно-специфическая направленность групп личностного роста с подростками закреплена и в основной метафоре этого типа тренинга. Такой метафорой является понятие испытания, инициации. Группа личностного роста - это подготовка подростков к инициации! Это проверка, серия испытаний подростков. Поэтому мы предпочитаем говорить самим подросткам, что им будут предъявлены в тренинге не упражнения, задания или игры, а испытания. Сами мы тоже стараемся мыслить о тренинге на языке «испытаний», хотя и используем понятие игр или упражнений при методическом описании тренинга. Но сам тренинг не является инициацией: это не экзамен на зрелость и взрослость и в тренинге нет оценок. Тренинг лишь создает условия для испытания, но созрел ли подросток для них - это решает он сам. В этом смысле можно повторить - тренинг личностного роста лишь создает условия для личностного роста его участников, но не гарантирует его и тем более не инспирирует его. Было бы наивным говорить, что психолог развивает подростков - предпочтительнее здесь более точная квалификация: психолог создает условия, а делает шаг в развитии ребенок сам, самостоятельно. Психолог вообще не должен принимать участия в инициации подростков - это не его дело. Это делает общество в лице специальных своих представителей. Психолог занимается лишь подготовкой, ориентировкой подростка в уровне и характере инициальных задач.
Важным является принцип разновозрастности группы для тренинга личностного роста. Это не противоречит возрастно-специфическому характеру тренинга. Это лишь значит, что в тренинговой группе со старшими подростками могут и должны быть подростки самых разных возрастов, юноши и зрелые участники. Обоснование этого принципа находится в следующем. Во-первых, старший подростковый возраст характеризуется большим разбросом темпов развития. Уровень психологической, социальной и половой зрелости детей этого возраста весьма пестрый, психолог ничего не может сказать заранее, до наблюдения за подростком до тренинга. Психолог как бы оставляет решение за самим подростком - он сам решит созрел ли он до такого типа тренинга. Если созрел и готов - он останется в тренинговой группе, если нет - он имеет все возможности покинуть ее или перейти в разряд активных или пассивных зрителей. Именно поэтому в тренинговых группах с можно встретить детей от седьмого и даже шестого (если они психологически защищены в группе) класса, и до десятого-одиннадцатого и дальше класса. Во-вторых, для групп такого типа весьма полезно иметь определенный градиент возрастно-специфических образцов поведения в ситуации испытания. Кроме подростков желательно иметь более старших участников, хотя бы одного-двух. Это и создает градиент возрастных образцов поведения с практически открытым верхним порогом. С другой стороны, более взрослые по отношению к подросткам участники группы создают хорошее поле предложений для удовлетворения потребности в установлении доверительных диалогических отношений подростков. Руководитель группы ни в коем случае не претендует на монополию в удовлетворении этой возрастно-специфической потребности подростков.

2.1.4.    Понятие микропоступка в  тренинге

Клеточкой, своеобразной единичкой, минимальной целостностью, кирпичиком тренинга личностного роста с подростками является следующее: искусственно сконструированная или подсмотренная руководителем естественная ситуация, в которой участник тренинга побуждается к совершению своеобразного микропоступка, совершает его, а затем получает от друзей и дает им обратную связь - что он переживал и что они переживали, что они видели и чувствовали в этой ситуации микропоступка и испытания для одного из участников тренинга. Схематически эта клеточка выглядит так: «ситуация - действие в ситуации - рефлексия и обратная связь». Однако, важно подчеркнуть, что клеточка тренинга личностного роста включает в себя именно микропоступок, а не просто действие ее участника.Микропоступок (или просто поступок) - это далеко не всякое действие подростка. И тренинг отнюдь не состоит из сплошных микро-поступков его участников, нет! Понятие микропоступка наиболее тесно связано с понятием личностного роста. Под личностным ростом понимаются результаты особой работы, особой деятельности личности, которая развертывается после того, как личность совершает под влиянием внешних и внутренних стимулов нечто, что переживается ею самой как своеобразный выход за ее пределы. Это нечто, выход за пределы наличной личности, и есть /микро-/поступок личности. Выход за пределы наличной личности требует от личности особой работы по восстановлению этих пределов, по поддержанию целостности личности (на новом для нее уровне). Особая работа личности, совершающей акт личностного роста, для нее самой выступает как деятельность переживания, а для участников группы, побуждающих, сопровождающих или только наблюдающих этот акт - как сопереживание.

2.1.5.    Две основные позиции ведущего психологические тренинги для подростков
Своеобразным движущим противоречием групп личностного роста для подростков является противоречие между максимально возможной для руководителя тренинга по ситуации демократичностью во время тренинга и чрезвычайно выраженной его директивностью в тренинге подобного типа. Руководитель тренинга личностного роста для подростков не фасилитатор, не режиссер, не просто один из участников тренинга, он мотор, движитель, своеобразный «толкатель», локомотив группы. Как футболист за матч, руководитель тренинговой группы теряет в весе за два-три часа тренинга (типичная длительность одного занятия).И все же из этих двух моментов -демократичность и директивность - оба одинаково важны для понимания особенностей этого тренинга.
Директивность позиции тренера в группах личностного роста связана во многом с организационными особенностями этих групп. Одной из особенностью является открытость групп. Открыта же группа для следующих участников.
- Для новых участников-подростков, которые могут придти и на пятое, и на шестое занятие и получить от группы часто больше, чем некоторые ее сторожилы;
- Для родителей подростков, правда, с точностью до разрешения на это и детей. Со стороны руководителя группы запретов на посещение группы в качестве зрителя родителями нет, наоборот, очень важно, чтобы родители знали и чувствовали, что происходит на группах личностного роста, с чем связаны те изменения в их детях, которые быстро становятся очевидными для них в условиях хорошо идущей группы;
- Для учителей и воспитателей из школ и других учебных и воспитательных учреждениях, откуда пришли в группу дети. Дело в том, что формируется основной костяк группы из тех подростков, которые получили рекомендацию в нее своих школьных психологов. Большую часть рекламы для групп личностного роста делают школьные психологи, которые прошли такие группы или были зрителями на них. Если они сами не ведут группы, то они устраивают своих подопечных в нашу авторскую группу. Сами они, а также учителя, завучи и директора школ, откуда подростки, часто с любопытством посещают занятия группы, а не редко и сами становятся ее полными или временными участниками;
- И наконец, группы личностного роста открыты для профессиональных психологов. К сожалению, существует такой односторонний образ группового тренинга, что он, якобы, обязательно должен быть в малой 12-15 человек, закрытой группе и за закрытыми дверями! Тренинг личностного роста для подростков принципиально другая, отличная от такого привратного образа группового тренинга. Она принципиально открыта как для психологов, так и для родителей, подростков и учителей потому, что, во первых, она абсолютно экологически чиста и экологически валидна, а во вторых, она не исключает, а как раз предполагает зрителей вокруг работающей группы. Зрители - это глаза и дополнительные чувства и переживания для группы, это чуткий барометр настроения, это в конце концов источник дополнительного материала для упражнений группы и благодатный зритель для того действа, которое развертывается во время тренинга. Тренинг личностного роста для подростков - это всегда немного театральный спектакль. Что касается экологической чистоты тренинга личностного роста, то это лишь значит, что большинство, если не все упражнения-испытания для этого тренинга взяты, подсмотрены, заимствованы у самих подростков. Их нет смысла «скрывать» от других психологов или родителей и педагогов, они в тренинге лишь сгущены, утрированы, структурированы и аранжированы, но взяты на прокат у самих подростков, из натуральной подростковой субкультуры. Тренинг личностного роста для подростков это по сути дела один из каналов трансляции натуральной подростковой субкультуры. Упражнения-испытания из тренинга как бы возвращаются к подросткам; своеобразным символом этого является нередкая ситуация, когда подростки на следующий день после группы в своей школе устраивают ее как бы продолжение, устраивая повтор ее упражнений-испытаний для своих одноклассников, не участвовавших в тренинге. Разве это не является показателем экологической чистоты и эффективности тренинга!
Второй полюс движущего противоречия групп личностного роста для подростков - это полюс демократичности. Символами-составляющими демократичности являются.
- Принцип обращения на ты между всеми участниками тренинга в ходе тренинга.
- Полная свобода подростков во время тренинга: сам подросток и только он сам принимает решение, участвовать или не участвовать ему в следующем упражнении-испытании или вообще в сессии тренинга. Вполне возможна ситуация, когда подросток отказывается от испытаний, но не уходит, остается внутри тренингового круга или за его пределами, но чувствами, переживаниями и глазами он - в группе!

2.1.6. Организационные моменты

Чисто организационно группы личностного роста для подростков обычно состоят из десяти занятий по два-три часа каждое. Наиболее часто занятия проходят один раз в неделю. Приемлемым будут два-три занятия в неделю, но не чаще. Не приемлемыми будут вариант с занятиями каждый день и вариант с занятиями реже, чем раз в неделю. Вряд ли необходимо ведущему вести одновременно две или три группы: опыт показывает, что это создает для него чрезмерную эмоциональную нагрузку. За указанное время группа, как правило, выполняет свои задачи. Дать точные рекомендации по критериям необходимости окончания группы трудно, если вообще возможно. По крайней мере сами подростки, как правило, готовы работать в группе значительно дольше (и реализуют эту свою потребность, приходя на следующие группы тренинга в качестве факультативных участников или зрителей).


2.2.    Практический материал для проведения психологических тренингов с подростками

2.2.1.    Программа психологического тренинга для старшеклассников


Цель. Содействие социальной адаптации, развитию личности, развитие жизненно необходимых навыков, позволяющих противостоять негативным жизненным ситуациям, предупреждение агрессивного и конфликтного поведения.
Задачи.
1.    Создание условий для:
•    развития эмоционально-волевой сферы; 
•    развития чувства эмпатии, внимания к себе и доверия к окружающим.
•    отработки навыков уверенного поведения;
2.    Помощь в осознании собственной ответственности за собственные поступки, в анализе своих жизненных установок.
3.    Обучение навыкам конструктивного взаимодействия.
Каждое занятие состоит из трех частей:
1.    Вводная часть (разминка).
2.    Основная часть (рабочая).
3.    Завершение.
Продолжительность и структура тренинга
Тренинг рассчитан на 10 занятий по 2,5 астрономических часа (общая продолжительность 25 часов). Вводная часть и завершение обычно занимают примерно по четверти все¬го времени занятия. Около половины времени чаще всего уделено собственно работе.
Структура занятий:
1. Приветствие.
Цель: Знакомство друг с другом. Создание позитивного настроя на занятие.
2. Разминка
Цель: Активизация участников группы, введение в рабочую атмосферу.
3. Основная часть:
•    разыгрывание этюдов;
•    использование телесно-двигательных, танцевальных техник;
•    изобразительная деятельность;
•    релаксационные упражнения.
6. Ритуал прощания
Цель: Создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.



План-сетка занятий

Дни/Упражнения
1.       
Хи! – Ха! – Хо!
Космическая скорость
Наши правила
Визитка
Широко закрытые глаза
Интервью
Пожмите друг другу руки!
Путаница
1,5 минуты
Рисунок моего настроения
Ритуал прощания «Чихалка»
2.       
Хи! – Ха! – Хо!
Багажная полка
Спагетти
Деревенский дом
Погружение в игровую ситуацию
Заколдованный лес
Пропасть
Болото
Вечерние посиделки
Сон нашей группы
Плот
В роли друга
Метафора
Подарки друзьям
Обсуждение игры
Ритуал прощания «Чихалка»
3.       
Хи! – Ха! – Хо!
Несколько мячей
Сикель, микель, пальцы выкинь
Администратор гостиницы
Болото
Психологический настрой на уверенность в себе
Ритуал прощания «Чихалка»
4.       
Хи! – Ха! – Хо!
Здравствуй, тебя зовут…
Динамическая разминка, заканчивающаяся игрой "Круг"
Погружение в игровую ситуацию
Качества
Посиделки
Преодоление стены
Бурная река
Найди различие
Номерки
Угадай
Лабиринт
Тропинка и клич
Обсуждение игры
Ритуал прощания «Чихалка»
5.       
Хи! – Ха! – Хо!
Крошка, я тебя очень люблю, подари мне твою улыбку…
Найди свое место
Сигнал
Магический квадрат
Разговор через стекло
Круг и я
Низкое падение
Самого себя любить
Низкое доверительное падение
Ритуал прощания «Чихалка»
6.       
Хи! – Ха! – Хо!
Поздороваться с каждым
Широко закрытые глаза (личностные линеечки)
Коллективный счет
Кто танцует?
Слепой танец
Напиши вопрос
Однажды в созвездии лебедя
Доверительное падение
Понимание
Рисунок
Ритуал прощания «Чихалка»
7.       
Хи! – Ха! – Хо!
Стукни газетой
Любое число
Детективная история
Байка о солнечном затмении
Заколдованные звери
Подари цветок и скажи, почему…
Тростинка на ветру
Самоуважение
Ритуал прощания «Чихалка»
8.       
Хи! – Ха! – Хо!
Колечко
Погружение в игровую ситуацию
Танец жизни
Танец жизни вслепую
Синий – красный
Встреча с Нептуном
Падение на доверие
Сон героя
Мой сон
Выход из игровой ситуации
Ящики-Хрящики-Спички
Ритуал прощания «Чихалка»
9.       
Хи! – Ха! – Хо!
Копилка хороших новостей
Глаза в глаза
Кто Я?
Вопрос соседу справа
Пристанище для души
Проход
Широко закрытые глаза
Вырвись  из круга
Дерево
Волшебный лес
Рефлексия занятия
Шеринг (выход из игровой ситуации)
Ритуал прощания «Чихалка»
10.       
Хи! – Ха! – Хо!
Рисуем картину
Выбери свою работу
Два мяча
Сила власти
Широко закрытые глаза
Клубок
Водоворот
Три прыжка
Чьи руки
Кто для кого?
Подъемный кран
Потерявшийся
Выход из пространства
Возвращение душ
Шеринг (выход из игровой ситуации)
Ритуал прощания «Чихалка»



ИТАК

Тренинги для подростков


Ниже по ссылкам можете перейти на сценарии занятий, которые выложены бесплатно на этом сайте