Главная » 2010 Апрель 1 » Психологический тренинг для подростков - Профилактика ПАВ - день шестой
10:03 Психологический тренинг для подростков - Профилактика ПАВ - день шестой |
Психологический тренинг для подростков - день шестойРитуал приветствия
Упражнение «Хи! – Ха! – Хо!» (см. первое занятие) Разминка Упражнение «Поздороваться с каждым» Участники сидят по кругу. «Начнем сегодняшний день так: встанем (тренер встает, побуждая к тому же всех участии ков группы) и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не расстраиваетесь, если с кем-то вы поздороваетесь два раза. Главное — никого не пропустить». После того как все поздоровались и снова встали в круг, тренер говорит: «Внимательно посмотрит! друг на друга. Со всеми ли вы поздоровались?» Если обнаружится, что кто-то кого-то пропустил, то надо предложить им поздороваться. Затем все садятся в круг, и тренер задает группе один из вопросов: «Как настроение?», «Как вы себя чувствуете?», «Можем ли мы приступить к работе?». В том случае, если диагностика, осуществляемая тренером, или высказывания участников группы свидетельствуют о том, что кто-то из группы пока не готов приступить к работе, тренер может предложить еще одно упражнение или обратиться к этому или этим участникам с вопросом: «Что нужно сделать для того, чтобы ваше состояние изменилось, и вы могли бы приступить к занятиям?». В некоторых случаях можно предложить участникам группы самим оценить свое состояние, готовность к работе, по 10-балльной шкале: 10 баллов — я полностью включен в ситуацию «здесь и теперь», готов к работе, 1 балл — я совершенно не готов к работе. После того как каждый, в том числе и тренер, выскажет свою самооценку, он может обратиться к тем, чья оценка оказалась ниже остальных, с тем же вопросом. Основная часть Упражнение «Широко закрытые глаза (личностные линеечки)» Участники закрывают глаза и просто ходят по комнате. По сигналу ведущего все должны построиться по росту. После этого сняв повязки они должны внимательно посмотреть друг на друга и снова закрыть глаза. следующая команда выстроиться по дням рождения (цвету глаз или волос, по количеству съеденного шоколада, количеству влюбленностей за месяц, т.д.). Хорошо, если будет возможным посмотреть на записи, как происходило построение. Последний прогон упражнения следует сделать открытыми глазами. Затем тренер молча расставляет всех по какому-нибудь признаку и просит группу отгадать, что это за признак. Если группа отгадала, то следующий прогон упражнения делается каким-нибудь участником, остальные отгадывают, какое качество он загадал. Упражнение «Коллективный счет» Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и, естественно, не глядя друг на друга. Задача участников — называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, учитель требует снова начинать с единицы. Общая цель учащихся — уйти в счете как можно дальше при минимальном количестве попыток. Тренер повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. Участники могут оказаться достаточно сообразительны: иногда, не договариваясь, они последовательно произносят числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, тренер может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Упражнение «Кто танцует?» Выбирается доброволец и выходит из комнаты. Из оставшихся в группе выбирается человек, за которым под музыку остальные будут повторять танцевальные движения. Задача добровольца по приходу в комнату догадаться, кто «ведет группу». Участники инструктируются примерно так: люди, которые умеют танцевать и придумывать новые движения, умеют и в жизненных ситуациях повести себя по-разному, по-новому. Тем самым имеют возможность выходить даже из критических ситуаций с меньшими потерями. Упражнение «Слепой танец» Группа делится на пары. Один в паре «танцор» (открытые глаза) другой «ведомый» (закрытые глаза). Танцор держит ведомого за руки и выполняет с ним танцевальные движения под музыку. Задача ведомого – погрузиться в собственные ощущения и не сопротивляться движениям танцора. Упражнение «Напиши вопрос» Ведущий. В жизни нам очень часто приходится сталкиваться с разного рода вопросами. Каждый из них требует ответа или комментария. Сейчас на карточках, которые вы получили, нужно написать вопрос, на который вам совсем не хотелось бы отвечать. Причины нежелания могут быть разные: незнание ответа, несвоевременность вопроса, нежелание давать информацию и т.д. Затем карточки вы отдаете мне, а я в свою очередь, когда все будут готовы, раздам их всем участникам группы, заботясь о том, чтобы никому не попался его же вопрос. Познакомьтесь с вопросом, который получили. Ваша задача — через пять минут дать на него достойный ответ. Продумайте несколько вариантов ответа и выберите наиболее, на ваш взгляд, интересный. Затем вы зачитываете вопрос вслух и даете на него ответ. Не теряйте времени на поиски автора вопроса, важен ваш ответ. Может быть, именно сейчас мы поможем друг другу. По окончании упражнения участники делятся своими впечатлениями. Как правило, оно производит хороший эффект. Кто-то наконец понял, в чем проблема, — в поиске ответа; кто-то и сам именно этот ответ приготовил, а услышав его же из других уст, убедился в своей правоте; у кого-то ушло беспокойство по поводу сложности вопроса, потому что ответ достаточно прост. Вариант 2 Другой вариант этого упражнения назовем «Вопрос, на который вы так и не получили ответа». Схема проведения похожа на первый вариант, Только на карточках пишется вопрос, на который участники группы в разное время (возможно, в детстве, юности или недавно) не получили ответа от людей, которым он предназначался. Кроме вопроса на карточках, пишут, кому он адресован (родителям, другу, любимому человеку, недругу или начальнику). Отвечающий должен начинать ответ со слов: «Я отвечаю своему... (ребенку, другу и т.д.)». Этот вариант имеет достаточно сильное психотерапевтическое воздействие, поэтому его необходимо проводить в уже продвинутой группе. Вариант 3 По такой же схеме можно провести упражнение «Моя мечта». Члены тренинговой группы пишут на карточках то, о чем мечтают. Ведущий, как и в предыдущем варианте, собирает карточки, а затем снова раздает всем участникам. С этого момента каждый должен рассказать о мечте, написанной на карточке, как о своей. Упражнение дает возможность посмотреть на свою мечту со стороны, оценить возможности и пути осуществления. Этот вариант более мягкий и может проводиться как разогревающий. Упражнение «Однажды в созвездии лебедя» Эта игра способствует развитию у участников умения понимать друг друга и эффективно взаимодействовать. Она может проводиться в группах подростков и старшеклассников. Игра вызывает сильные эмоциональные реакции у членов группы, и психологу следует быть к этому готовым. Начало конфликта. Группа делится на две команды (способы деления — самые разнообразные, например расчетом на «первый—второй»). Ведущий. В созвездии Лебедя имеются две развитые цивилизации, конкурирующие друг с другом в поисках новых сырьевых ресурсов. Это цивилизации гуситов и уткинов. Между ними существует договоренность: в случае открытия новой планеты, на которой нет разумных обитателей, все ее богатства достаются той цивилизации, чей звездолет первым достигнет этой планеты. Однажды случилось так, что корабли-разведчики обеих цивилизаций независимо друг от друга обнаружили новую необитаемую планету и одновременно приземлились на ней. Недра планеты оказались насыщены разнообразными полезными ископаемыми. Заметив присутствие друг друга, и гуситы и уткины укрылись в своих космических кораблях, приведя в боевую готовность нейтронные орудия и ручные бластеры. По-видимому, вооруженного столкновения было не избежать. Вопрос в том, кто сделает первый шаг. Началось тягостное ожидание. Впрочем, еще оставалась возможность мирно договориться. Но между кораблями нет связи. Для того чтобы высказать свои предложения, необходимо покинуть корабль и выйти наружу. Это риск: соперники могут не сделать такого же шага, а просто уничтожить конкурентов. Жребием определяется, какая из команд будет гуситами, а какая — уткинами. Команды расходятся по разным комнатам. Особенно удобно, если комнаты смежные, но дверь можно прикрыть достаточно плотно, чтобы обеспечить приемлемую звуконепроницаемость. Кто открывает огонь? Дальнейшие инструкции ведущий дает командам по отдельности. Ведущий. Теперь вам необходимо распределить между собой те обязанности, которые выполняют члены экипажа космического корабля. В течение десяти минут распределите роли. Вы должны выбрать капитана звездолета, второго пилота, бортинженера, штурмана, программиста, руководителя научно-исследовательского отдела, повара, разведчика и т.п. В зависимости от числа участников список можно увеличить или сократить. Ведущий. Делая каждый ход, вам придется решать, как поступить. Всего вы должны сделать десять ходов. каждый ход предполагает выбор: либо выйти наружу, либо открыть огонь. Как отражается в баллах соотношение сделанных вами выборов, представлено в карточке. В зависимости от выборов команд складываются разные ситуации, оценка которых в баллах и приведена в этой карточке. За пять минут, отводимых на каждый ход, команды должны принять решение. В случае, если решение за это время не принято, команда штрафуется на три балла. Голосовать можно сколько угодно раз, но если при окончательном голосовании есть люди, поднявшие руки «против», то за каждого из них команда лишается одного балла. Решение команд я буду сообщать вам после каждого хода. Побеждает тот, кто после десяти ходов наберет максимальное количество баллов. В процессе игры на двух каких-то ходах произойдет удвоение баллов. В соответствующее время я вам об этом сообщу. Ведущий вручает капитанам две карточки : одна является справочной, помогающей участникам подсчитывать получаемые или теряемые баллы, а вторая нужна для записи результатов каждого хода. Смысл содержания первой карточки достаточно ясен: если обе команды начинают военные действия, они теряют по три балла; если какая-то команда решает выйти из корабля для переговоров, а соперники прицельным огнем стирают их с лица планеты, то погибшие лишаются пяти баллов, а меткие стрелки по парламентерам приобретают также пять баллов; если же представители обеих цивилизаций решат попытать счастья на пути переговоров, то и те и другие получают по три балла. Во второй карточке представители каждой цивилизации фиксируют решения, принимаемые командами, и текущие результаты. Такая же карточка имеется у ведущего. У кого есть шанс улететь? В процессе принятия игроками решений обычно происходит бурное обсуждение. Ведущий «курсирует» между командами и внимательно наблюдает за происходящим. На каждом ходу следует уточнять: все ли согласны со сделанным выбором? Есть ли те, кто категорически против? На втором-третьем ходу у игроков возникают вопросы: «А отрицательные баллы засчитываются? А выиграет ли та команда, у которой меньше отрицательных баллов?» Ведущему следует пояснить, что попадание в «минус» не может означать выигрыш. Только накопленные баллы ведут к победе. Увеличение отрицательных очков означает не только потерю личного состава звездолета, но и повреждение самого звездолета. Чем больше «минусов», тем меньше шансов, что вообще удастся улететь с планеты. Указанные заявления ведущего выступают фактически в роли подсказок игрокам. Но, как показывает опыт, они редко бывают услышаны и учтены. Удвоение баллов (об этом объявляется участникам игры перед началом очередного обсуждения хода) удобно делать на четвертом и восьмом ходу. Однако ведущий может сделать это и в иные моменты, исходя из специфики складывающейся игровой ситуации. Примерно к середине игры, а то и раньше, в обеих командах начинают звучать по адресу соперников обвинения в коварстве, агрессивности, злобности. Когда страсти достигают критической точки, ведущий должен вмешаться и предложить капитанам звездолетов подойти к двери, разделяющей комнаты. Дверь открывается, и ведущий просит капитанов молча посмотреть на представителей «соперничающей цивилизации», после чего вернуться на свое место. Смысл этой процедуры достаточно ясен: ведущий пытается намекнуть обоим капитанам, что за дверью не рассвирепевшие монстры с другой планеты, а хорошо знакомые ребята, участники той же тренинговой группы. Стратегии каждой команды и результаты игры становятся ясными после десятого хода, когда игроки подводят в своих карточках итоговый баланс. К сожалению, почти всегда результаты плачевны: у обеих команд только отрицательные баллы (разница не принципиальна). Фантазия рисует мрачный пейзаж неизвестной планеты: кратер, усеянный останками гуситов и уткинов; два космических корабля, закопченных, разбитых, дымящихся; последние оставшиеся в живых, неспособные даже покинуть планету, мрачно наблюдают друг за другом. Что выгоднее? Участники игры усаживаются в общий круг, эмоции вырываются наружу с новой силой. Ведущему следует дать возможность высказаться всем членам группы. Здесь от ведущего потребуется все его хладнокровие и умение помешать развитию конфликта по деструктивному пути. Ведь если обе команды проиграли, то чувство неудовлетворенности испытывают все и хочется — естественно! — обвинить в неудаче своих соперников. Однако именно в этот момент в группе проявляются проблески понимания. Ведущему нужно удержаться от соблазна «ткнуть носом» участников в причины произошедшего. Они должны сами прийти к инсайту. Ситуация общего проигрыша очень показательна: отрицательные баллы у обеих команд однозначно говорят об ошибочности выбранной игроками стратегии. Если найдется хотя бы один человек, осознавший невыгодность обмана и недоверия к партнерам, то ведущий должен обязательно предоставить ему возможность сказать главные слова в дискуссии. Замечательно, если в результате обсуждения участники придут к следующему выводу: кроме игр против кого-то (когда мой выигрыш — это обязательно проигрыш другого) есть игры, когда выиграть можно, только выбирая стратегию «вместе». Упражнение «Доверительное падение» Совершается участником, который стоит на стуле спиной к другим участникам, готовым мягко поймать его, когда по команде ведущего участник будет падать (только за счет силы тяжести своего тела, если участник боится то можно ведущему легонько подтолкнуть). Ведущий обязательно должен создать серьезную и тихую атмосферу, без смеха и возгласов. Обычно падающий приближает свои руки к груди, чтобы случайно при приземлении не ударить ловящих его людей. Ведущий перед упражнением делает акцент на терпимость друг к другу, то есть никому не высказывать реплики типа "Ты такой тяжелый" или "Ой, она боится!" или !"... давай, быстрее падай, трус!". Посмотрите видео из тренинга о доверительном падении это супер-высокое падение которое можно проводить в конце цикла тренингов, но по тем же принципам проводится низкое доверительное падение (падающий стоит на полу), доверительное падение со стула (как в этом занятии) и в восьмом занятии, где падают со стола Упражнение «Понимание» Ведущий. Сядьте удобно. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Если что-то не так, измените положение. Чтобы легче было сосредоточиться на себе и чтобы воображение работало ярче, закроем глаза. Позволим себе немного расслабиться, настолько, насколько вам этого сейчас хочется. Пока сознание, ясное и четкое, будет активно работать, тело отдохнет... Итак, вам удобно, хорошо, комфортно. Давайте поразмышляем вместе. Вся наша жизнь состоит из ситуаций выбора — мы выбираем, нас выбирают. Совпадения бывают не всегда. Нам очень хочется быть в гармонии с окружающим нас миром, но из-за нашей занятости, из-за неумения, а порой невнимания далеко не всегда нам удается правильно понять другого, верно оценить его настроение, прочувствовать его. Представьте себе на своем внутреннем экране человека, которого вам очень хотелось бы лучше понять. Посмотрите на этого человека, посмотрите ему в глаза, постарайтесь понять, что у него в душе, прочувствуйте. Бывает ли этот человек одинок? Хочет ли он любить? Встречается ли он с непониманием и равнодушием? Бывает ли ему иногда больно? Каждый из вас видит сейчас перед собой совершенно удивительного человека. Он удивителен хотя бы тем, что другого такого нет на свете и никогда больше не будет. Но в то же время он такой же, как и вы. Он тоже, как и вы, хочет быть счастливым, ему так же порой бывает страшно, он тоже порой ошибается, делает глупости, страдает от этого. Ему так же, как и вам, хочется быть понятым... Подумайте, прочувствуйте, отчего эти глаза могли бы засветиться счастьем? Подумайте, что вы могли бы сделать для него. В своем воображении смоделируйте такую ситуацию. Что бы вы сейчас хотели для него сделать, чтобы он стал счастливее? А сейчас вспомните, что вы здесь не одни, что вы сидите в удобных креслах среди друзей. Почувствуйте, как хорошо они к вам относятся, как хорошо я отношусь к вам. Представьте лица всех тех, кто сидит рядом с вами. Пожелайте им добра, счастья и любви. Подумайте о чем-то своем... И как только вы почувствуете, что вы проделали всю свою внутреннюю работу до конца, что вам больше не хочется ни о чем думать, что вы отдохнули, то вы откроете глаза. Каждый откроет глаза тогда, когда ему этого захочется! Упражнение «Рисунок» Цель упражнения: вернуться в активное состояние; потренировать эмпатию, «заразить» друг друга хорошим настроением. Каждый, сидящий в кругу, получает лист бумаги и фломастер. Ведущий. · Начните рисовать на листе бумаги что-то такое, что отражало бы ваше настроение сейчас; · передайте рисунок соседу слева; · посмотрите, прочувствуйте, какое настроение присутствует в рисунке, и добавьте к этому рисунку что-то свое; изменяя рисунок, старайтесь улучшить настроение того, кому этот рисунок принадлежит; добавьте заряд бодрости и оптимизма; · рисуя, не концентрируйте внимание на себе, любимом, а помните о другом, о том, чей это рисунок; · передайте рисунок соседу слева. Рисунок, пройдя полный круг, возвращается к «хозяину». Учащимся предлагается посмотреть и осознать, поняли ли они его. Можно ли сказать, что этот рисунок несколько изменил настроение в лучшую сторону? Если да, то рисунок остается на память. Если нет, то он мнется и выбрасывается в корзину. Этим упражнением учащиеся показали, насколько они могут подстраиваться к эмоциональному состоянию партнера и зарядить его веселым, хорошим настроением. Упражнение «Живая анкета» Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы: · Было ли что-то неожиданное для тебя на этом занятии? · Что тебе понравилось? · Что не понравилось? · Какого цвета сейчас твое настроение? Ритуал прощания Упражнение «Ящики-Хрящики-Спички» (см. занятие 1) |
|
Всего комментариев: 0 | |