Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2010 » Январь » 12 » Занятие 2 из 25. Кто Я такой
14:54
Занятие 2 из 25. Кто Я такой

Занятие 2 из 25. Кто Я такой

Цели занятия
Формирование образа Я, получение навыков самонаблюдения, познание своей индивидуальности.

Оборудование
Музыкальное сопровождение для упражнения «Капля на стекле», листы бумаги, фломастеры.

Ход занятия

Приветствие

Выполнение методики «Кто Я?»
Студенты записывают 10 различных ответов на вопрос «Кто Я?».
Обсуждение результатов: что вы написали на первом месте, анализ содержания и количества ответов, оценка общего эмоционального фона и т.д. Обсуждение вопросов, волнующих участников группы. Как разобраться в самом себе?

Основная часть

Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Как мы уже говорили, каждый человек обладает образом своего внутреннего мира. Но тот факт, что мы им обладаем, не означает автоматически, что мы о нем знаем. Но мы можем узнать, если поставим перед собой такую задачу. Для того чтобы узнать о том, что представляет из себя ваш образ внутреннего мира, задайте себе очень простой на первый взгляд вопрос: «Какой Я?». Здесь же ответьте на него... двадцать раз. (Сделайте это обязательно, иначе дальнейшее обсуждение будет как бы не про вас, чужим и непонятным. А при таком подходе изучение психологии теряет всяческий смысл!). То, что вам удалось написать, отвечая на незамысловатый внешне вопрос, — автопортрет вашего «Я». Поговорим о нем. Образ «Я» человека может включать самые различные характеристики. Это могут быть прилагательные, определяющие черты вашего характера и внешнего облика, существительные типа «человек», «ученик»), а также образные выражения - метафоры. Например, «солнышко», «капризуля», «неуклюжий бегемот». Все их, даже самые оригинальные, МОЖНО объединить в три группы. Образ «Я» состоит из характеристик социального «Я», физического «Я» и психологического «Я». Вернитесь к началу, прочитайте еще раз о том, что такое социальное, физическое и психологическое «Я». А теперь проанализируем ваш собственный автопортрет. Сколько характеристик социального «Я» в вашем ЛИЧНОМ списке? Подсчитайте и запишите ответ.
Отвечая на вопрос «Кто я»?, вы могли написать: красивый, высокий, стройный, сильный, неуклюжий, приземистый, хилый, загорелый и т.д. Есть ли в вашем Я»-образе физические характеристики? Будем надеяться, что да и что они, по преимуществу, положительные. Сколько подсчитайте. доверчивый, умный, импульсивный, спокойный, добрый, вспыльчивый, осторожный, рискованный... Русский язык невероятно богат словами позволяющими нам описывать собственную индивидуальность. Какие психологические характеристики вы дали сами себе. Вернемся к списку из двадцати характеристик «Я» и выполним еще одну процедуру. Она поможет вам лучше разобраться в образе собственного внутреннего мира. Каждая из характеристик образа «Я» Может рассматриваться вами и как положительная, и как отрицательная. Каких качеств в вашем «Я» - образе больше? Чтобы понять это, поставьте рядом с каждой характеристикой знак: «+» или «—». Важно, чтобы это была ваша личная оценка - Она совершенно не обязательно должна совпадает общепринятой. Скажем, ваши близкие могут считать вспыльчивость отрицательной чертой, а вам, возможно, она кажется полезной и вполне приемлемой. Что же получилось в результате? Каких характеристик - положительных или отрицательных - больше в образе вашего «Я»? Образ внутреннего мира это характеристики и качества, которые МЫ В себе видим, окрашенные тем или иным эмоциональным отношением. У кого-то образ «Я» в целом окрашен позитивными эмоциями, человек принимает свое «Я» (что не исключает неприятия каких-то отдельных черт); у другого преобладают отрицательные оценки качеств своего «Я». Он относится к себе очень критично, видит больше недостатков, чем достоинств. Да, все мы разные. Но можно ли дать какой-то общий совет? Какой образ «Я» считать «хорошим» или «правильным»? Нет, не бывает правильного внутреннего мира. Но бывает гармоничное и негармоничное состояние нашего внутреннего мира. Достигнуть гармонии с самим собой помогает такой образ «Я», в котором нашлось место всем трем видам характеристик без явного перекоса в сторону какого-либо одного из них и в котором больше эмоционально принимаемых характеристик.

Упражнение «Капля на стекле»
I этап. Погружение в релаксационное состояние (расслабление тела по традиционной схеме), или простая краткая установка на релаксацию.
Например:
1) Сядьте так, чтобы вам было удобно и закройте глаза. Спокойно вдохните и выдохните. Ваше дыхание свободно. Представьте... Или:
2) Сядьте поудобней, расслабьтесь, закройте глаза, расслабьте МЫШЦЫ лица ... шеи ... затылка ... живота ... и ног. Представьте…
II Основной текст. Представьте, что вы стоите у окна. Барабанит дождь и его капли стекают по стеклу... Какие-то стремительно скользят ВНИЗ, другие, СЛОВНО пытаясь зацепиться и остановить падение, какое-то время плывут ПО гладкой прозрачной поверхности, оставляя за собой тонкие дорожки и в конце концов тоже теряются за периметром окна.
По небу плывут серые тучи, за сплошной пеленой которых — ВЫ знаете это совершенно точно — чистое голубое небо и яркое теплое солнце. Точно также, как даже за самой трудной рабочей неделей, есть островок Выходных, которые можно сделать яркими и теплыми даже холодной зимой, также как в потоке жизненных проблем обязательно есть события, наполненные особой1 теплотой, светом, когда каждый миг наполнен ощущением счастья, а груз повседневных забот становится совершенно невесомым...
И в такой серый день порой по-особому хочется вдруг ощутить эту невесомость и оказаться там, за пеленой серых облаков и туч. И в этот момент, вы обнаруживаете, что можете летать. Обнаруживаете, что невидимые крылья уже несут вас в ввысь... свист ветра и упругость воздуха, прохлада и свежесть... Ощущение свободного полета, независимости и силы, преодолевающей потоки капель и капелек. Где-то далеко, внизу остались люди, деревья, дома ... и кажется ... еще совсем немного и вот оно чистое небо и теплые лучики солнца, вот она — мечта... И вдруг вы замечаете, что сливаетесь с потоками устремляющихся вниз капелек, превращаясь в одну из них. Неожиданный поворот, или просто усталость... и вас несет назад — вниз. Стараясь удержаться, вы пробуете как-то повлиять на происходящее и... вам удается зацепиться за чье-то окно. За стеклом горит свет, и кто-то стоит у окна. Может быть хочется кричать, звать на помощь, хочется внимания и поддержки и есть надежда, что этот человек может помочь. Он же видит безмолвную каплю, катящуюся вниз по стеклу... И вы снова в свободном полете вниз.
Оказавшись на земле, среди мокрых и липких комочков почвы, холодных камушков и древесных остатков, и оглядевшись вокруг, вы замечаете повсюду множество самых разных по цвету и форме семян и семечек. К некоторым из них подкатываются капельки воды и они оживают, выпускают ростки и устремляются ввысь. И скоро там, наверху появятся прекрасные цветы или могучие деревья. И вы тоже можете вырастить свой цветок жизни, цветок своей мечты. Нужно только определить каким будет этот цветок и выбрать соответствующее семечко. И не важно, каким оно будет цветом, размером, главное, чтобы этот выбор был сделан сердцем, сделан вами и для себя.
И в этот момент, когда вы приближаетесь к своему семечку,
соединяетесь с ним, становится не важно - нашли вы это семечко рядом с
собой, или в себе.., и оказалось, что оно всегда было вашей частичкой... И
ощущая небывалый прилив сил, вдохновения... и легкости, вы устремляетесь
вверх... обновленным, свежим, сильным ростком своего творения, или
Творения и возрождения самого себя. Сквозь толщу преграду пробиваясь к
Солнцу, вы замечаете, что вокруг уже светло, солнечные играют в жемчужинах воды на листве. И пусть на Земле не будет такого же творения как ваш цветок, как нет точно такого же человека, как и вы. Как единственная и неповторимая ценность этого мира... И не важно, что вам удалось вырастить — маленькую уникальную незабудку, или огромный розовый куст... ведь это ваше творение, может быть соприкосновение с мечтой.
Ощущая, как распускает веточки и бутоны ваш цветок, вы чувствуете новые силы, новые возможности, и, главное, знаете, ЧТО неожиданности, падения и ошибки могут дать огромные силы, опыт и вдохновение на пути к мечте. И сохранив эти ощущения силы, свежести, новых возможностей и нового знания, вы поднимаетесь над своим творением все выше и выше и... вновь переноситесь в комнату с окном. Снова по стеклу катятся капельки. У каждой свой путь и вы знаете, как его можно пройти, вы понимаете то, что им еще только предстоит понять. И может быть вам захочется что-то сказать, скользящим вниз капелькам, что-то пожелать, о чем-то напомнить. Сделайте это... И я не знаю, что означало для вас это приключение. Что это было— путешествие в свой внутренний мир, где тоже бывает разная погода, где есть капельки, дающие силы и зернышки, из которых можно вырастить новые способности, нового себя. Или это просто рассказ,... фильм об одном из вариантов творения судьбы.
И сейчас, запомнив все то, чему вы, может быть, научились, поняли, все то, что удивило, или показалось важным, возвращайтесь сюда, в наш кабинет.
III Вопросы для обсуждения. Впечатления, чувства, переживания? Что происходило с вами, какие этапы переживались особенно ярко? Ассоциации с какими жизненными стратегиями в ситуации ошибки или неожиданного препятствия возникают в., связи с полученным в упражнении опытом?
У каждого из вас образ капельки вызвал определенные жизненные ассоциации, у каждого есть опыт переживания себя в роли капельки в реальной жизни и есть опыт возрождения себя, самоподдержки в тех или иных жизненных событиях, У каждого есть и свои зернышки, которые удалось прорастить и которые теперь служат надежной точкой опоры — ваш опыт, ваши достижения и победы, открытия каких-то граней своего «Я». Весь этот опыт и личностный багаж жизненных знаний и умений бесценны и стоят того, чтобы поговорить об этом отдельно. Сделаем это мы так.
Возьмите лист бумаги и фломастеры. Внизу мы нарисуем каплю, может быть у вас их будет несколько. Капля у нас сейчас будет символизировать те жизненные ситуации, в которых вы испытывали что-то подобное тому, что пережили сегодня. От капельки мы проведем ростки и наша капелька уже обретает образ зернышка (тренер рисует на доске возможный пример), образ возрождения и жизни. На ростках нарисуем листья и цветы. Каждый цветок пусть будет символизировать тот опыт, те жизненные приобретения, которые вы получили, благодаря этим трудностям, проблемам, кризисам. Можно делать поясняющие надписи (10-I5мин).
Далее происходит обсуждение рисунков, что хотелось выразить, какие ресурсы найдены, осознаны. У каждого участника есть возможность поделиться опытом и получить обратную связь. В обсуждении тренер только организует и активизирует дискуссию, поддерживая поиски каждого участника. Важно подчеркивать, что не существует неправильных» «неправильных» вариантов стратегий. Конструктивность каждой определяется уникальной жизненной ситуацией участника и его собственным отношением.

Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»



Можете приобрести все 25 занятий курса одним файлом
Курс личностного развития старшеклассников
Купить - Курс личностного развития старшеклассников


Категория: Курс личностного развития старшеклассников | Просмотров: 5554 | Добавил: alex | Теги: Купить психологические тренинги для, образ «Я», Курс личностного развития, кто Я, Тренинг | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]