Занятие 4 из 25. Как формировать свой характер - Психологический тренинг
Цель занятия
Актуализация знаний о себе, самопознание.
Оборудование
Текст теста «Каким я кажусь окружающим, и каков я на самом деле», шкала эмоций Изарда, релаксационная музыка.
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Словесный автопортрет»
Участники па листах бумаги пишут сообщения о себе, но не подписывают их. Рассказывают о семье, в которой они живут, о классе, в котором учатся, о друзьях, о своих качествах, характере, поведении, об успехах в учебе и т.д. Затем листы собираются и перемешиваются. Каждый Подросток выбирает лист и зачитывает группе сообщение, Задача читающего — узнать по словесному описанию, о ком идет речь. Если он не догадался, то просит помощи у группы.
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Каждый из вас не только неповторим, но и до конца непознаваем. Потому что сложнее человека природа ничего не создала. И одно из самых увлекательных занятий — узнавать что-то новое о самом себе. девиз нашего занятия: «Познай самого себя» (зачитывается запись на доске).
У каждого человека все те психологические качества, о которых мы говорили, и еще многие другие соединяются, образуя характер. В переводе с древнегреческого слово «характер» означает «чеканка», «печать». В самом деле. С одной стороны жизнь чеканит, отливает характер человека, а с другой — характер накладывает печать на все поступки. Мысли и чувства человека. Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющееся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения в тех или иных жизненных ситуациях. Конечно, и трусливый человек может совершить решительный поступок, а вежливый нагрубить. Но все-таки смелым или грубым мы называем только того человека, для которого такое поведение типично. Насчитывается более тысячи наименований черт характера. Одни из них помогают их владельцу, другие способны отравить жизнь не только хозяину, но окружающим.
Психологический практикум «Каким я кажусь окружающим, и каков я на самом деле»
Ведущий. Ответь, пожалуйста, на каждый вопрос: «да» или «нет». Не надо долго думать, пиши первое, что приходит в голову.
А1. Есть ли у тебя чувство юмора?
А2. Доверчив и откровенен ли ты с друзьями?
А3. Легко ли тебе просидеть больше часа, не разговаривая?
А4. Охотно ли ты одалживаешь свои вещи?
А5. Много ли у тебя друзей?
Б1. Умеешь ли ты занять гостей?
Б2. Точность, Пунктуальность тебе свойственны?
Б3. делаешь ли ты денежные сбережения?
Б4. Любишь ли строгий стиль в одежде?
Б5. Считаешь ли, что правила внутреннего распорядка необходимы?
В1. Проявляешь ли публично свою антипатию к кому-либо?
В2. Заносчив ли ты?
В3. Силен ля в тебе дух Противоречия?
В4. Стараешься ли стать центром внимания?
В5. Подражают ли тебе?
Г1. Употребляешь ли грубые слова. разговаривая с людьми, которых это шокирует?
Г2. Любишь ли похвастаться накануне экзамена, что отлично все знаешь?
Г3. Имеешь ли обыкновение делать замечания, читать нотации?
Г4. Бывает ли желание, во что бы то ни стало поразить людей оригинальностью?
Г5. доставляет ли удовольствие высмеивать мнение других?
Д1. Предпочитаешь ли профессии жокея, актера, телевизионного диктора профессиям инженера, лаборанта, библиографа?
Д2.Чувствуешь ли себя в обществе малознакомых людей непринужденно?
Д3. Предпочитаешь ли заниматься вечером спортом вместо того, чтобы посидеть спокойно дома, почитать книгу?
Д4. Способен ли хранить секреты?
Д5. Любишь ли ты праздничную атмосферу?
Е1. Строго ли соблюдаешь в письмах правила пунктуации?
Е2. Готовишься ли заранее к воскресным развлечениям?
ЕЗ. Можешь ли точно отчитаться в своих покупках и расходах?
Е4. Любишь ли наводить порядок?
Е5. Свойственна ли тебе мнительность?
Анализ ответов
В тех частях текста, где большинство ответов «да», ставьте индекс: А, Б, Г, Д, Е. Там же, где большинство ответов отрицательны, ставьте О. Ответы «Каким я кажусь окружающим»
АОО (по трем первым группам)
Тебя часто считают надежным человеком (хотя ты в действительности чуть-чуть легкомыслен). Ты весел и разговорчив, делаешь подчас меньше, чем обещаешь друзьям нетрудно увлечь тебя за собой, и поэтому они иногда думают, что ты легко поддаешься влиянию других. Однако в серьезных вещах умеешь настоять на своем.
АОВ
Ты производишь впечатление человека не слишком застенчивого, иногда даже, прости, невежливого. Стремясь к оригинальности, противоречишь другим, а подчас и себе, и опровергаешь сегодня то, что утверждал вчера. Ты кажешься человеком беспечным, неаккуратным, необязательным. Но стоит захотеть - станешь проворным и энергичным. Тебе не хватает того, что называется уравновешенностью.
АБО
Ты очень нравишься окружающим. Ты общителен, серьезен. уважаешь мнение других, никогда не оставляешь друзей в трудную минуту. Но дружбу твою заслужить нелегко.
АБВ
Ты любишь командовать окружающими, но неудобство от этого испытывают только самые близкие люди. Со всеми остальными ты сдерживаешься. Высказывая свое мнение, не думаешь о том, как отзовутся на людях твои слова. Окружающие подчас избегают тебя, боясь, что ты обидишь их.
Ответы 000 (для трех групп вопросов)
Ты сдержан, замкнут. Никто не знает, о чем ты думаешь. Понять тебя трудно.
ООВ
Не исключено, что о тебе говорят: ‘Какой несносный характер! Ты раздражаешь собеседников, не даешь им возможности высказаться, навязываешь мнение и никогда не делаешь уступок. Похоже? Не совсем? Тогда хорошо.
ОБВ
Такие люди, как ты в школьные годы бывают примерными
учениками. вежливыми, аккуратными, дисциплинированными, всегда с хорошими отметками. Учителя уважают их и доверяют им. Что же касается товарищей, то одни считают таких задаваками, другие предлагают им дружбу.
0БВ
Возможно. кое-кто считает тебя человеком, которому постоянно
кажется, что его обижают. Ты ссоришься из-за пустяков. Иногда бываешь в хорошем настроении, но это случается нечасто. В общем ты производишь впечатление обидчивого и мнительного человека. Ответы «Каков я на самом деле?»
000
Тебя привлекает все новое, у тебя пылкое воображение, однообразие
в тягость. Но мало кто дополнительно знает твой характер. Тебя считают человеком спокойным, тихим, довольным своей судьбой, тогда как в действительности ты стремишься к жизни, наполненной яркими событиями.
ООЕ
Скорее всего, ты человек застенчивый. Это видно, когда тебе
приходятся иметь дело с незнакомыми людьми. Самим собой бываешь только в кругу семьи или ближайших друзей. В присутствии посторонних чувствуешь себя скованно, но стараешься скрыть это. Ты добросовестен. трудолюбив. у тебя есть много хороших замыслов, идей, проектов, но из-за своей скромности ты нередко остаешься в тени.
ОДО
Ты очень общителен, любишь встречаться с людьми, собирать
их вокруг себя. Как только ты остаешься один, все пропало. Тебе
трудно даже запереться в комнате, чтобы написать какую-нибудь
важную бумагу. Очень силен дух противоречия: постоянно хочется сделать что-нибудь не так как другие. Иногда поддаешься такому порыву, но больше сдерживаешься.
ОДЕ
Ты сдержан, но не робок, весел, но в меру, общителен, вежлив
со всеми. Привык, что тебя часто хвалят. Хотел бы, чтобы тебя любили безо всяких усилий с твоей стороны. Без общества друзей тебе не по себе. Тебе приятно делать добро людям. Но тебя можно упрекнуть в некоторой склонности к витанию в облаках.
ГОО
Ты склонен высказывать и яростно защищать весьма парадоксальные
мнения. Поэтому у тебя немало противников. Даже друзья не всегда понимают. Но тебя это мало волнует. Очень жаль!
ГОЕ
Тебе придется выслушать не очень приятные слова. Как это
тебе удалось подобрать такое сочетание букв? Характер довольно
трудный. Крайне неуступчивый. Недостаточно развито чувство юмора, не переносишь шуток. Часто критикуешь чужие действия и заставляешь других поступать на свой лад. А если тебе не подчиняются, начинаешь злиться. Поэтому у тебя мало друзей.
ГДО
Ты большой оригинал и любишь удивлять друзей. Если кто-нибудь даст совет, делаешь наоборот, все только ради того, чтобы посмотреть. что из этого получится. Тебя это забавляет, а других раздражает. Только самые близкие друзья знают, что ты не так самоуверен, как кажется.
ГДЕ
Ты энергичен. Всюду чувствуешь себя на своем месте. Всегда владеешь собой. Общителен. Но, похоже, что любишь общество друзей только при условии, сто ты играешь в нем главную ролью любишь быть арбитром в спорах и организовывать игры. Окружающие признают твой авторитет, так как в твоих суждениях всегда есть большая доля здравого смысла. Но, тем не менее, твое стремление вечно получать – утомляет окружающих.
Ведущий напоминает участникам, что сегодняшнее занятие посвящено теме формирования характера. Как, из чего формируется характер человека. Участникам предлагается просмотреть шкалу эмоций Изарда, отметить на листочках какие эмоции чаще всего они испытывают. Писать нужно откровенно, так как результаты будут известны только авторам записей. После выполнения задания студенты по желанию могут зачитать свои записи. Ведущий цитирует пословицу: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер пожнешь судьбу». Те эмоциональные состояния, которые чаще испытывает человек, формируют у него привычки, из которых складывается характер. А какой характер у человека, такая будет у него судьба. Так можно ли формировать свой характер? С чего же начать работать над собой? (Высказывания студентов).
Работа со шкалой эмоций Изарда
Основная эмоция |
Градация основной эмоции |
Синонимы |
Радость |
Удовольствие-радость-ликование |
Отрада, удовлетворение, наслаждение, блаженство, веселье, счастье, восторг, упоение |
Удивление |
Удивление-изумление-поражение |
Не верить своим глазам, диву даваться |
Интерес |
Внимание-интерес-увлеченность |
Заинтересованность, концентрированность, собранность, занимательный, любопытный, фиксировать, вникать, сосредоточиться |
Горе |
Печаль-уныние-горе |
Подавленность, скука, страдание, скорбь, горесть, тоска, грусть |
Гнев |
Раздражение-гнев-ярость |
Злоба, недовольство, возмущение, бешенство, сердитый |
Страх |
Испуг-страх-ужас |
Боязнь, трепет, жуть, тревога, беспокойство, опасение |
Стыд |
Застенчивость-робость-стыд |
Сожаление, раскаяние, смущаться, конфузиться, стыдиться, стесняться |
Отвращение |
Неприязнь-отвращение-омерзение |
Чувство брезгливости, гадливость, скверный |
Презрение |
Презрение-пренебрежение-надменность |
Напыщенность, спесь, чванство, заносчивость, кичливость |
Спокойствие
(у Изарда это эмоциональное состояние отсутствует) |
|
Тихий, безмятежный, невозмутимый, хладнокровие, самообладание, умиротворенность |
Примечание: эмоция «вина» появляется к 14-15 годам по Изарду.
Подводя итоги работы по шкале эмоций ведущий предлагает послушать с чего начал А. В. Суворов: «Будущий великий полководец Александр Васильевич Суворов рос неудачником – мал, тощ телом, слаб, некрасив. Мечтать о военной карьере ему было трудно. Отец надеялся, что он пойдет по дипломатической линии. Учеником он оказался отменным: французский, немецкий, итальянский, латынь освоил с радостью, чтобы в библиотеки отца прочитать Плутарха, Корнелия, Тацита. Он мечтал стать полководцем и решил себя посвятить этой цели. Однако в ребячьих играх терпел поражения. Тогда он решил научить себя переносить усталость и холод, закалять свое тело, тренировать выносливость, волю и силу. Рано вставал, он обливался холодной водой. Скакал на коне в одной рубашке навстречу осеннему ветру и дождю. Был настойчив в достижении цели, упорен, даже непреклонен. Серьёзно занимался математикой, картографией и военной историей. Старый приятель отца Саши А. П. Ганнибал проэкзаменовал мальчика, дав его работе над собой высокую оценку. Обращаясь к отцу, он сказал: «Не препятствуй человеку заниматься, к чему назначен. Блаженной памяти Пётр поцеловал бы его в лоб за настойчивость и труды!». Так шёл к цели двенадцатилетний Саша Суворов. Прославивший в будущем русское воинство, русскую силу, доброе имя отца своего».
- С чего же начал Суворов?
- В работе над собой необходимо чётко представлять. Чего вы хотите достичь, что воспитать в себе.
- Когда поставлена цель, надо спланировать своё время и следить за выполнением плана.
Релаксационное упражнение
«Представьте себя семенем дерева, которое созревает и в конце лета падает на землю. Оно постепенно уходит все дальше в почву и, наконец, находит свое место под этим необычным одеялом. Еще тепло, греет солнце. Но вот небо начинает хмуриться, все чаще идут дожди... наступает осень с дующими пронизывающими ветрами.
Опадают последние листья с деревьев... Без них деревья стоят серые, голые, они спят. Так же спокойно спят семена в почве. Землю сковывает мороз, падает снег, бушует вьюга. А семена продолжают спать. им тепло. Идет время,… приближается весна. Солнышко пригревает все сильнее и сильнее. Тает снег, журчат ручьи.
Вода пропитывает землю и будит семена от долгого сна. Сначала появляется корешок. Затем росток, который медленно движется и тянется к поверхности земли. Проходит время... ни вот уже стоит деревце которое растет, крепнет. Его ветви — руки тянутся к свету, солнцу. Деревце прочно держится корнями за землю. Оно продолжает расти и теперь ему нестрашны ни дождь, ни ветер».
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|