Занятие 5 из 25. Реальное и идеальное Я - Психологический тренинг
Цель занятия
Помощь студентам в создании представления о себе как о личности, осознание каждым участником группы своего жизненного опыта в изменчивом мире, способов преодоления возникающих трудностей и препятствий.
Оборудование
Листы с контурами «Дракона», текст медитации-визуализации «Судно, на котором я плыву», релаксационная музыка.
Ход занятия
Формулирование темы занятия, основных целей
Приветствие
Упражнение «Мой дракон»
Участникам предлагается работа над пиктограммой «Мой дракон». За основу взято упражнение описанное И В. Дубровиной. Участники получают листы с контурами «Дракона». Ведущий предлагает представить, что слабости (недостатки), мешающие нам жить - это головы дракона. Участники должны написать или нарисовать свои недостатки внутри контура голов дракона.
Далее листы переворачиваются, складываются пополам, на них необходимо написать, какие человеческие достоинства (качества характера) могут помочь участникам преодолеть имеющиеся у них слабости (например, лень преодолевается трудолюбием, невнимательность — усидчивостью и т. п.).
Основная часть
Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий.Каждый из нас постоянно употребляет местоимение «Я». Это «Я» работает, думает, принимает решения. Но кто такой этот «Я», как он выглядит, как может поступить в той или иной ситуации, насколько он умен? Это «Я» живет в человеке в виде представления о самом себе. Я – это то, кем считает себя человек в мыслях, чувствах, действиях. Совокупность всех представлений о себе называется «Образом – Я» или «Я–концепцией».
Наш внутренний человек, образ «Я» многогранен, он проявляет себя в разных ситуациях и обстоятельствах по–разному: вы можете на уроках быть тихим и скромным учеником, дома – «грозой семьи», на улице – хорошим другом и т.д. Упражнение, которое будет вам сейчас предложено, поможет вам осознать свою индивидуальность, многое понять из своего внутреннего мира и, возможно, наметить план по самосовершенствованию.
Упражнение медитация-визуализация «Судно, на котором я плыву»
Ведущий. Устройтесь поудобнее, займите такое положение, которое кажется вам наиболее комфортным. Закройте глаза и до конца упражнения не открывайте их. Ваше тело начинает постепенно расслабляться. Вы чувствуете, как исчезает напряжение в мышцах. С каждым произносимым словом каждый мускул тела все больше наполняется ощущением покоя и приятной вялости. Ваше дыхание ровное, спокойное. Воздух свободно заполняет легкие и просто покидает их. Сердце бьется четко, ритмично.
Обратите свой внутренний взор к пальцам правой руки. Кончики пальцев правой руки как будто касаются поверхности теплой воды. Вы чувствуете пульсацию в кончиках пальцев. Возникает ощущение, что рука постепенно погружается в теплую воду. Эта волшебная вода омывает вашу правую кисть, расслабляет ее и поднимает тепло вверх по руке... До локтя... Еще выше... Вот уже вся ваша рука погружается в приятную теплоту и расслабляется... По венам и артериям правой руки бежит свежая обновленная кровь, даруя ей отдых и питая НОВЫМИ силами... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично... А теперь ваш внутренний взор обращается к пальцам левой руки. Текст, приведенный выше, полностью повторяется для левой руки. В конце обязательно дается установка: «Ваше дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично»
Обратите луч своего внимания к ногам. Ступни расслабляются. Они чувствуют приятное тепло, напоминающее тепло от огня, горящего в камине. Ощущение такое, будто ваши ноги стоят над каминной решеткой. Доброе, ласковое тепло поднимается по ногам вверх, даруя живительное расслабление и ОТДЫХ мышцам... Напряжение исчезает... И вот уже мышцы ног расслабляются — от кончиков пальцев до бедра... Дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Ощутите еще один источник тепла в вашем теле — в районе солнечного сплетения. Словно маленькое солнышко, он пропитывает свои ми животворящими лучами ваши внутренние органы, дарит им здоровье, помогает лучше функционировать... Расправляются, расслабляются мышцы живота и груди... По всему телу распространяется приятное расслабляющее тепло, которое создает ощущение покоя и отдыха... Исчезает напряжение в плечах, в шейном отделе, в нижней части затылка... Вы чувствуете, как Скопившееся здесь напряжение растворяется и исчезает... Уходит... Ваша спина ощущает добрую силу земли... Эта сила позволяет вам расслабиться и вливает в ваше расслабленное тело новую, свежую энергию... Дыхание ровное, Спокойное. Сердце бьется четко, ритмично.
Теперь ваш внутренний взор обращается к лицу. Расслабляются мышцы лица... Уходит напряжение из скул... Из челюстей... Губы становятся мягкими и податливыми... Разглаживаются морщины на лбу… Веки перестают подрагивать... Они просто сомкнуты и неподвижны... Все мышцы лица расслаблены... Легкий прохладный ветерок омывает ваше лицо... Он приятен и добр этот воздушный поцелуй... Воздух несет вам свою целебную энергию... дыхание ровное, спокойное. Сердце бьется четко, ритмично...
Все ваше тело наслаждается полным покоем... Напряжение спадает, растворяется, уходит... Усталость улетучивается... Вас наполняет сладостное ощущение отдыха, расслабленности, покоя... Покоя, наполняющего вас новыми силами, свежей и чистой энергией... Вы расслаблены и свободны.
А сейчас мы совершим небольшую прогулку по берегу Моря.
Вы идете, не торопясь, по песку и слышите шум моря: ВОЛНЫ накатываются на берег и снова отбегают. И этот звук нельзя спутать ни с чем. Еще поворот, и перед вами во всю ширь, в полмира вечно подвижная поверхность моря. Звук прибоя здесь слышен гораздо отчетливей, вы чувствуете на губах соленый Привкус брызг и видите порт, полный кораблей. Каких только судов здесь нет! Смешались времена и страны в этом волшебном порту. Тут и огромные современные Океанские лайнеры, и индейские челноки, выдолбленные из Ствола дерева, и древнегреческие и галеоны испанских Конкистадоров, и пиратские и катера, и яхты, и рыбацкие баркасы, и Изящные бригантины и катамараны. Вплоть до атомоходов, авианосцев и «Наутилуса» капитана Немо...
Вы идете вдоль пирсов и любуетесь всем этим разнообразием форм, красок, оснасток. Знайте, что любое из этих судов может стать вашим. Выберите себе то, которое наиболее нравится и подходит вам, отвечает вашим потребностям... Осмотрите внимательно СУДНО, выбранное вами. Это громадный фрегат или обычная парусная лодка? Возможно, легкий моторный катер? Какова форма этого судна? Обтекаемая, устремленная вперед, рассчитанная на скорость? Или это тяжеловесная, но прочная конструкция, способная выдержать любой шторм? В какой цвет окрашены борта вашего судна? Есть ли у него якорь? А может быть, он вам совсем не нужен? Прочитайте надпись на борту корабля. Каково его название? Какими буквами оно написано?
Взойдите на ваше судно. Кто встречает вас там? Или на борту никого нет? Как выглядит встречающий? Прислушайтесь: он что-то говорит вам...
Осмотрите судно изнутри. Если это достаточно большой корабль, не торопясь обойдите его. Загляните в каюты и в рубку… Поднимитесь на капитанский мостик... Прогуляйтесь по палубам, спуститесь в трюм... Что вы увидели во всех этих частях своего судна? Зайдите в каюту, которую будете занимать вы. Или просто определите место для себя на своем судне. Посмотрите: здесь лежит сложенный в несколько раз лист бумаги. Разверните его. Это карта. На ней обозначена цель вашего первого плавания. Что это за цель? Есть ли название пункта назначения?
Ваше судно отправляется в плавание и покидает порт. Все дальше и дальше берег... Вот уже скрылись за горизонтом верхушки самых высоких мачт кораблей, оставшихся в порту Вы в море на своем судне, вы сами выбрали свой путь в этом безбрежном морском пространстве... Вы двигаетесь к своей цели... Далеко ли она? Что вас ждет на пути к ней? Смотрите...
(ведущий замолкает. Воображение участников работает самостоятельно без всяких подсказок в течение одной - двух минут.)
А теперь сосредоточьтесь на изменчивости моря, в котором плывет ваш корабль. На море поднимаются волны, начинается шторм, Как чувствует себя ваш корабль в этом изменчивом море? Какие мысли у вас возникают? (эти вопросы повторяются с набольшим временным интервалом 2—З раза)
Подумайте о том, какие из свойств корабля помогают ему плыть в этом изменчивом море, а какие мешают?
Но вот шторм стихает, поверхность моря снова становится гладкой, и вы делаете остановку в своем плавании. Направьте ваше судно в ближайшую гавань... Вот и завершается на сегодня морское путешествие. Вы спускаетесь по трапу. Прежде чем уйти, оглянитесь, посмотрите еще раз на свое судно, запомните, каким вы оставляете его сегодня. Наверное, вы еще не раз будете возвращаться на него, продолжать и дальше свое плавание. Помните, что оно будет всегда ждать вас у пирса...
Вы уходите дальше и дальше от своего судна... И вновь переноситесь сюда, в эту комнату, начинаете ощущать свое тело...
Сейчас я начну считать от семи до одного. С каждой следующей цифрой вы постепенно будете выходить из состояния расслабленности вплоть до того момента, когда я назову цифру «один», вы откроете глаза и почувствуете себя отдохнувшими, бодрыми, полными новых сил и энергии. (с этого момента голос ведущего становится более бодрым, звучным, эмоциональным. Однако спешить здесь не нужно.)
Итак, семь... Вы чувствуете, как к вам возвращается ощущение собственного тела... Вы начинаете возвращаться в свое нормальное состояние. Шесть... Ваши мышцы наполняются силой и энергией... Вы пока неподвижны, но пройдет несколько мгновений, и вы сможете легко встать и начать двигаться... Пять... Сохраняется состояние спокойствия, оно начинает наполняться ощущением силы действовать... Расслабленность заменяется собранностью... Четыре... Вы чувствуете, что окончательно пришли в себя и уже готовы к проявлению активности. Бодрость и энергия все больше наполняют вас. Три. Пошевелите ступнями. Вы полностью ощущаете свои ноги и способны легко напрячь мышцы. Пошевелите пальцами рук. Медленно сожмите пальцы в кулак. Два.
Не открывая глаз, подвигайте головой. Вы бодры, наполнены СИЛОЙ и энергией. Вы хорошо отдохнули. Вы СПОКОЙНЫ и уверены в себе. Один. Откройте глаза. Вы снова здесь, в этой комнате».
Обсуждение.
После того как все Участники группы откроют глаза, Ведущий может предложить им еще некоторое время побыть со своими впечатлениями, чувствами, а затем просит нарисовать свои корабли. Каждый получает бумагу краски, цветные карандаши, пастель и т. п.
Когда рисунки всех участников группы будут готовы, они располагаются таким образом, чтобы все могли их видеть.
Ведущий. Продолжим работу. Сейчас вы объединитесь в группах по 4—5 человек в каждой и поделитесь с другими своими впечатлениями, размышлениями о проделанном путешествии.
Расскажите, какое судно вы выбрали для своего плавания. Опишите его. В какой цвет оно оказалось окрашенным?
Как оно называется?
Встретил ли вас кто-либо на борту судна?
Были ли там еще люди?
Что любопытного вы обнаружили при осмотре судна?
Какова цель вашего плавания?
Ваш корабль плыл или стоял на месте? Легко ли было ему плыть?
Нравится вам ваш корабль или вам хочется его улучшить? Можете это сделать. Также расскажите о том, какие свойства корабля помогали ему, а какие затрудняли способность плыть в изменчивом море».
Информация для ведущего: образ судна, возникший у участников (тяжелый крейсер, летящая бригантина, лодка или небольшой плот), плавание совершаемое на этом судне, можно считать метафорическим отражением представлений человека о самом себе и о своем жизненном пути. У кого-то на корабле есть рулевой и человеку комфортно, что его «ведут» и по жизни; кто-то сам везет на Своем корабле несколько человек и жалуется, что устал заботиться обо всех членах своей семьи; у кого-то корабль стоит на якоре и ему надо помочь сняться с него и отправиться в плавание; у кого-то легкое, быстрое судно, которое при дуновении ветра сбивается с курса, и такому человеку можно предложить попробовать нагрузить свой корабль, благодаря чему он, возможно, пойдет медленнее, но зато верным курсом. В любом случае это упражнение является хорошим диагностическим материалом для дальнейшей индивидуальной работы.
Отчего же у людей появляются проблемы и почему кто-то решает их быстро и идет по жизни дальше, а кто-то остается наедине с ними долгое время и ходит, как говорят, по замкнутому кругу?
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
|