Занятие 6 из 25. Самооценка. Роль самооценки в жизни человека - Психологический тренинг
Цель
Формирование представления учащихся о себе, умения правильно оценивать себя и других, в процессе визуализации создание предвосхищающего образа себя в будущем — человека, взявшего ответственность за свою жизнь.
Оборудование
Текст теста «Как у тебя с самооценкой?», текст визуализации «Я капитан», релаксационная музыка.
Ход занятия
Приветствие
Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. Сегодня, ребята, мы с вами поговорим о самооценке: Что это? Для чего знать свою самооценку и как с ней работать.
Сначала поиграем.
Игра «Прогнозируем поступок»
Приглашаются два человека, которые хотят поработать со своей самооценкой(выходят из класса).
Учащимся в классе предлагаются ситуации.
Вопрос: «Как вы думаете, как бы поступили в данных ситуациях эти люди?» (относительно двух вышедших людей).
Вопросы:
1. Если бы этот человек увидел, как подросток издевается над животным, он бы…
А) заступился,
Б) не заступился.
2. Если бы этому человеку представилась возможность поехать заграницу навсегда, он бы…
А) уехал,
Б) не уехал
3. Лучший друг данного человека попал в беду (влез в большой долг). Действия наших водящих?
А) оказал бы помощь. Как?
Б) не помог.
4. В отношениях эти люди ценят больше что?
А) внешние данные,
Б) ум, черты характера,
В) длительность и качество отношений.
5. Вы считаете этого человека:
А) умным,
Б) красивым.
Водящие ученики входят в класс, и эти же вопросы задаются им.
Затем выборочно берутся тетради и зачитываются ответы учащихся.
Вопрос водящим учащимся:
Что вы чувствовали:
А) когда отвечали на вопросы?
Б) когда вас оценивал класс?
Ведущий. Ребята, видите, все-таки нам не безразлично как нас оценивают другие. Поэтому мы пытаемся оценить самих себя, стремимся понять, как оценивают нас, наши поступки, мысли окружающие. Сознательно или бессознательно мы все хотим узнать свою человеческую цену. Самооценка – это личностное суждение о своей ценности. Это отношение человека к своим способностям, возможностям, личностным качествам, а также к внешности. Самооценка складывается на основе не только собственных суждений о себе, но и суждений других людей. Каждый человек стремится к положительной самооценке, она необходима ему для самоуважения, без которого невозможно его психологическое здоровье.
Самооценка бывает: Адекватная (когда мнение человека о себе совпадает с тем, что он представляет из себя в действительности), Неадекватная (когда человек оценивает себя необъективно):
А) завышенная (переоценка),
Б) заниженная (недооценка себя).
У. Джемс американский философ и психолог(1842-1910г.г.), создавший первую психологическую лабораторию, предложил такую формулу для определения самооценки человека:
где уровень притязаний – это цель, место, на которое претендует человек.
Важно, чтобы уровень притязаний был несколько выше самооценки, создавая тем самым возможности роста.
Тест «Как у тебя с самооценкой?»
Ведущий. Роль самооценки в жизни человека очень важна. Завышенная или заниженная самооценка затрудняет жизнь человека. Нелегко быть робким, неуверенным в себе, ранимым и замкнутым. Люди с заниженной самооценкой ставят перед собой маленькие цели и не достигают ничего в жизни, не раскрывают свои потенциальные возможности и не реализуют себя как личность. Когда человек высокомерен, бестактен, самонадеян, не оценивает реально свои возможности и способности, ставит завышенные, глобальные цели и не может их реализовать. Следствием неадекватной самооценки является чувство неудовлетворенности собой, приводящее к срывам, депрессии.
Вам предлагается определить с помощью теста «Как у тебя с самооценкой?» уровень своей самооценки. Отвечать на вопросы необходимо с учетом того, что ответы имеют градацию:
Очень часто - 4 балла
Часто - 3 балла
Иногда - 2 балла
Редко - 1 балл
Никогда - 0 баллов
Текст опросника:
- Я часто волнуюсь понапрасну.
- Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
- Я боюсь выглядеть глупцом.
- Я беспокоюсь за свое будущее.
- Внешний вид других куда лучше, чем мой.
- Как жаль, что многие не понимают меня.
- Чувствую, что я не умею как следует разговаривать с людьми.
- Люди ждут от меня очень многого.
- Чувствую себя скованным.
- Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
- Мне не безразлично, как люди относятся ко мне.
- Я чувствую, что люди говорят про меня за моей спиной.
- Я не чувствую себя в безопасности.
- Мне не с кем поделиться своими мыслями.
- Люди не особенно интересуются моими достижениями.
Интерпретация результатов. Подсчитывается сумма баллов.
30 баллов - ты недооцениваешь себя.
10-30 баллов - правильная (адекватная) самооценка
10 и ниже - завышенная самооценка.
Ведущий. Повысить самооценку можно либо максимизируя успех, либо минимизируя неудачи. Расхождение между притязаниями и реальным поведением человека ведет к искажениям самооценки. Чем выше притязания, тем большими должны быть успехи, чтобы человек чувствовал себя удовлетворенным. Обнаруживается уровень самооценки не только в том, как человек говорит, а и в том, как он поступает.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни отрицательного мнения о себе, повышенной ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. Заниженная самооценка разрушает у человека надежды на хорошее отношение к нему и успехи, а реальные свои успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные. Для человека с заниженной самооценкой многие проблемы кажутся неразрешимыми, эти люди очень ранимы, их настроение подвергнуто частым колебаниям, они острее реагируют на критику, смех, порицания. Они более зависимы. Недооценка своей полезности уменьшает социальную активность, понижает инициативу, такие люди в своей работе избегают соревнования, поскольку, поставив себе цель, они не надеются на успех.
Достаточно высокая самооценка проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих на их счет. Если самооценка не слишком завышена, то она может положительно влиять на самочувствие, так как порождает устойчивость к критике. Человек в этом случае знает себе цену, мнение окружающих не имеет для него абсолютного, решающего значения. При завышенной самооценке человек уверенно берется за работу, превышающую реальные возможности.
Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции.
Потребность в общении развивается у детей поэтапно. Вначале - это стремление к вниманию со стороны взрослых, затем - к сотрудничеству с ними, далее дети хотят не только делать что-либо вместе, но и ощущать уважение с их стороны, возникает необходимость во взаимопонимании. От того, как сложатся взаимоотношения ребенка с родителями, какое место займет он в этих взаимоотношениях, зависит его отношение к себе. Неоправданно частое подчеркивание родителями реальных и мнимых достоинств ребенка приводит к тому, что у него формируется завышенный уровень притязаний. В то же время недоверие родителей к возможностям ребенка, категорическое подавление детского негативизма может привести к возникновению у ребенка ощущения своей слабости, неполноценности. Для развития положительной самооценки важно, чтобы ребенок был окружен постоянной любовью вне зависимости от того, каков он в данный момент.
Постоянное проявление родительской любви вызывает у ребенка ощущение собственной ценности, но при этом не предполагается, что родители перестанут давать беспристрастную оценку его поступкам. Негативные высказывания родителей о своих детях укрепляются в их сознании и трансформируют самооценку. У младших школьников самооценка основывается на мнении и оценке окружающих и усваивается в готовом виде, без критического анализа. Эти внешние влияния очень существенны вплоть до подросткового возраста.
Визуализация «Я капитан»
Инструкция ведущего
Расслабьтесь тем способом, который вам ближе и приятнее. Дышите ровно, глубоко, медленно... Как во сне... После того как вы почувствуете, что ваше тело полностью расслаблено, а напряжение исчезло, сконцентрируйтесь.
Представьте себе комнату: длинную-длинную, пустую и светлую...
Вы входите в комнату и ощущаете ее огромные размеры... Она такая большая, длинная, высокая... И вы кажетесь себе в ней маленьким... Вы обводите эту огромную комнату глазами... И видите, что все стены заставлены полками слева и справа, до самого потолка, до самого конца... На полках стоят коробки подобно книгам... Вы видите, как из какого-то отверстия сверху свешивается кинолента... Она ползет и опускается все ниже и ниже... Она достает до пола. На полу вы видите кусочек ленты. Вы берете его в руки... И подносите к глазам... Смотрите на свет... Вы понимаете, что на этом кусочке ленты отражены ваши чувства и ощущения, которые вы недавно пережили. И вы понимаете, что здесь, в этих коробках — фильмы, где запечатлена ваша жизнь...
И вы задумываетесь, откуда появилась эта лента... Вы замечаете в углу комнаты лестницу и видите, что она круто идет наверх... Вы поднимаетесь по ней, ваши ноги ощущают твердость ступеней, их крутизну... Вы чувствуете, что вам тяжело подниматься по этой лестнице... Но вы настойчиво поднимаетесь наверх и видите отверстие в потолке, через которое льется яркий солнечный свет...
Вы выходите на крышу и входите в помещение... В этой небольшой комнате вы видите кресло... В углу сидит человек и снимает кинокамерой фильм. Он встает и уходит... Вы садитесь на его место в кресло... И видите: да, это снимается фильм о вашей жизни... Вот ваше детство... Вы смотрите на пленку и видите то, что происходило с вами давным-давно... Сейчас вы понимаете, почему вы имеете такие взгляды на жизнь... Теперь вы знаете, почему вы так думаете о жизни...
Но вы знаете и другое: это случилось в прошлом... Теперь вы выросли и почувствовали себя сильным человеком, способным самостоятельно решать, какой будет ваша жизнь и ваши отношения с людьми... Вы понимаете, что режиссер вашей жизни — вы сами. И вы вольны изменить свою жизнь... Вы напишете новые страницы своей жизни. И они теперь будут зависеть только от вас. Режиссер — вы! Вы можете вернуться назад и мысленно вырезать кадр из фильма... Вы можете и другое (это самое важное) — снимать дальше новый фильм...
И вы замечаете еще одну дверь... Открываете ее... Вы видите перед собой безбрежное синее море... Вы чувствуете много света и солнца. Дует свежий морской ветерок... И вы видите перед собой белый прекрасный корабль... И вы видите свежий лак на его деревянных частях... Вы вступаете на палубу этого корабля... И чувствуете, как она раскачивается на волнах... Вы замечаете две или три мачты... Вы смотрите на них... И видите паруса, наполненные ветром... Корабль чистый и красивый... И все здесь вам нравится...
Вы задумываетесь о том, кто же ведет этот корабль? И видите рубку, где стоит капитан в белой фуражке... Он стоит у руля... Вы подходите к нему... И происходит нечто удивительное: вы видите, что он снимает фуражку, кладет ее на палубу, подходит к борту и... прыгает в воду, машет вам рукой и вы слышите его голос: «Корабль — твой... Я оставляю его тебе...»
Это ваш корабль... Вы можете сами выбирать, что делать... Вы можете спуститься вниз и предаться сладкой лени... Вы можете выпустить руль из рук... А можете взять штурвал в свои руки...
Вы поднимаетесь, берете капитанскую фуражку, надеваете ее на свою голову... Вы становитесь за штурвал... Вы стали капитаном этого корабля... Вы ведете его к своей цели через шторм и бурю навстречу солнцу и людям... Берите на себя ответственность за свой курс! Ведите свой корабль уверенно! Имя вашего корабля — жизнь...
Вы спокойны. А когда вы спокойны — вы красивы, когда вы красивы — вас любят... Когда вас любят — вы счастливы... Вы спокойны... Вы уверены... Вы свободны... Вы — хозяин своей жизни.
Завершение занятия
Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|