Занятие 7 из 25. Самооценка. Роль самооценки в жизни человека (продолжение) - Психологический тренинг
Оборудование
Бланки для определения самооценки «Шкала самооценки личности».
Ход занятия
Приветствие
Упражнение «Если бы…»
Участники сидят в кругу, и каждый по очереди говорит, что можно было бы сделать всей группой, что делал бы он сам в этом случае, что делал бы один из членов группы, по мнению автора. Идеи, например первый участник, сообщает, что можно было бы всей группой сходить в театр, при этом он бы смотрел спектакль, а Иванов угощал бы их всех шампанским. Его сосед говорит, что всем классом можно было бы сыграть в футбол, при этом Кузнецов был бы судьей на линии, а он был бы фанатом и швырял с трибуны дымовые шашки. И т.д. пока не выскажутся все.
Упражнение «Эксперимент»
Два участника выходят из помещения. Остальные договариваются, что, когда первый из них вернется и начнет рассказывать что-либо остальным, его будут слушать внимательно. Другого участника, наоборот, слушать никто не будет, и всячески будут это демонстрировать. При обсуждении использовать вопросы к двум участникам:
Что чувствовал во время рассказа?
Хотелось ли дальше продолжать рассказывать?
Основная часть Формулирование темы занятия, основных целей
Ведущий. На прошлом занятии мы говорили, что характер самооценки (благоприятная, т.е. адекватная и неблагоприятная - завышенная или заниженная) влияет на поведение человека, успешность его деятельности и общения. На сегодняшнем занятии мы продолжим исследование уровня своей самооценки. Знание об уровне самооценки – это, прежде всего, повод для размышления и импульс к изменению самого себя в лучшую сторону.
Шкала самооценки личности
Каждому студенту предлагается бланк методики, содержащей инструкцию и задание.
Ведущий. Каждый человек оценивает свои способности, возможности, характер и т.п. Уровень развития каждого человека, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье,
2) умственные способности,
3) характер,
4) авторитет у сверстников,
5) умение многое делать своими руками, умелые руки,
6) внешность,
7) уверенность в себе.
На каждой линии написано, что она обозначает.
На каждой линии черточкой (-) отметьте, как Вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (X) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон Вы были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
Итак: «-» - уровень развития у Вас качества, стороны личности в настоящий момент.
«X» - такой уровень развития качества, стороны, к которому Вы стремитесь, достигнув которого, Вы будете удовлетворены собой.
Вертикальная линия условно обозначает развитие определенного качества, стороны человеческой личности от низшего уровня (нижняя точка) до наивысшего (верхняя точка).
Например, на линии «здоровье» нижняя точка указывает на совершенно больного человека, а верхняя - абсолютно здорового.
Далее изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы.
При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной точкой.
Обработка результатов:
Обработке подлежат ответы на шести линиях (шкалах). Шкала «здоровье» рассматривается как тренировочная и не учитывается или, в случае необходимости, анализируется отдельно. Как уже отмечалось, размеры каждой линии равны 100 мм, в соответствии с этим ответы испытуемых получают количественную характеристику, для удобства выражаемую в баллах (например, 54 мм = 54 балла). Обработка включает следующие этапы:
Ведущий предлагает учащимся определить уровень притязаний в отношении данных качеств. По каждой из шести шкал («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:
а) уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы («О») до знака «X»;
б) высота самооценки - от «О» до знака «-»;
в) величина расхождения между уровнем притязаний и самооценка - разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «X» до «-»; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
Записывается значение каждого из трех показателей (уровень притязаний, самооценки и величины расхождения между ними) в баллах по каждой шкале.
Далее определяется степень дифференцированности уровня притязаний и самооценки. Их получают, соединяя на бланке испытуемого все значки «X» (для определения дифференцированности самооценки). Получаемые профили наглядно демонстрируют различия в оценке студентом разных сторон своей личности. Следует отметить, что чем выше дифференцированность показателя, тем более условной оказывается средняя мера и, соответственно, тем меньшее значение она имеет. При очень сильно дифференцированное, когда некоторые стороны своей личности студент оценивает очень высоко, а другие - очень низко, анализ средней меры, по существу, теряет смысл и поэтому результаты теста «Как у тебя с самооценкой?» прошлого занятия могут быть использованы лишь для ориентировки.
Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг»
Ведущий. Закройте глаза, сядьте удобнее, руки положите свободно на колени. Слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе. Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь. Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите только мой голос. Посторонние мысли пролетают мимо. Уберите своего внутреннего критика, он не должен вам мешать слышать мой голос. Дыхание спокойное и размеренное, покой — покой — покой.
Представьте, что вместе с воздухом в грудную клетку попадает, частичками, «добрая» энергия. Чистая, светлая, теплая. С каждым вдохом ее больше, энергия — клубок желтых ниток. Почувствуйте ее тепло, почувствуйте тепло в груди, оно ниточками проникает во все точки тела, эти лучики согревают своим теплом. Вам уютно, приятно, комфортно, тепло, вы отдыхаете. Вдох — выдох. Концентрируйтесь на выдохе.
А теперь представьте, что вы — на лугу, залитом светом солнца. Смотрите, вслушайтесь, что за звуки, почувствуйте запах, что это за запах. Цветы, какие они — цвет, форма, большие — маленькие — запах.
Идите, идите по лугу. Вы идете по дороге, что это за дорога — узкая — широкая, извилистая — прямая, что под ногами — трава — песок — щебень — асфальт, что чувствуете. Лес — вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья. Вы в лесу. Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она — широкая — узкая, глубокая — мелкая. Вы входите в воду, холодная — теплая. Почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку. Снова — луг. Какой это луг? Запах — цветы — ветерок. Что за аромат и свежесть... А теперь на счет три, каждый откроет глаза. На счет три — раз, два, три — открыли глаза.
Задание — изобразите в цвете то, что каждый увидел.
Завершение занятия Упражнение «Живая анкета»
Все участники по кругу отвечают на следующие вопросы:
|