Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » 2009 » Декабрь » 22 » Тест Айзенка, адаптированный Т.Маталиной (темперамент)
13:39
Тест Айзенка, адаптированный Т.Маталиной (темперамент)

ВЫЯВЛЕНИЕ ТИПА ТЕМПЕРАМЕНТА.

В основе разработки методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.)
  Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификацию в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики  взаимоотношений с подростками каждого типа.
     В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические  характеристики и рекомендации  по коррекции.
       Этапы работы:
1.    Проведение теста Айзенка.
2.    Обсчет результатов.
3.    Градация результатов по таблице  типов.
4.    Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.

Инструкция(для психолога): «На  предлагаемые вопросы   испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заносится на опросный лист под соответствующим номером».
КЛЮЧ
1.    Экстраверсия(Э):
 «Да»:  1,3,,9,11,14,17,19,22,25,27,30,35,38,41,43,46,49,53,57
«Нет»:     33,51,55,59
2.    Нейротизм (Н):
«Да»: 2,5,7,10,13,15,18,21,23,26,29,31.34,37,39,42,45,47,50.52.54.56.58.60
3.    «Ложь»:
«Да»: 8,16.24.28.36.44  
«Нет»: 4,12,20.32.40,48

Нормативы для подростков 12-17 лет для отнесения их к определенному типу темперамента (Табл.3.3):экстраверсия (Э)- 11-14 баллов, «ложь» -4-5 баллов, нейротизм (Н)-10-15 баллов

ОПРОСНИК АЙЗЕНКА

1.    Любишь ли ты шум и суету  вокруг себя?
2.    часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
3.    Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем -нибудь просят?
4.    Бывает ли так, что  ты раздражен чем- нибудь.?
5.    Часто ли  у тебя меняется настроение?
6.    Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами, чем с ребятами?
7.    Часто ли  тебе мешают уснуть  разные мысли?
8.    Ты всегда  делаешь так, как тебе говорят?
9.    Любишь ли ты подшучивать над кем либо?
10.    Ты когда -нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
11.    Можешь ли  ты  сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
12.    Ты когда- нибудь нарушал правила поведения в школе?
13.    Верно ли, что ты  часто  раздражен чем- нибудь?
14.    Нравиться ли тебе все делать в быстром темпе? (Если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
15.    Ты переживаешь   из-за всяких страшных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
16.    Тебе можно доверить любую тайну?
17.    Можешь ли ты  без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
18.    Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физические нагрузки) сильно бьется сердце?
19.    Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем –нибудь?
20.    Ты когда- нибудь говорил неправду?
21.    Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
22.    Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории свои друзьям?
23.    Ты часто чувствуешь себя усталым?
24.    Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
25.    Ты обычно весел и всем доволен?
26.    Обидчив ли ты?
27.    Ты очень любишь общаться  с другими ребятами?
28.    Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
29.    У тебя бывают головокружения?
30.    Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
31.    Ты часто чувствуешь, что тебе  что-нибудь надоело?
32.    Любишь ли ты иногда похвастаться?
33.    Ты чаще всего  сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
34.    Волнуешься ли ты иногда так,  что не можешь  усидеть на месте?
35.    Ты обычно быстро принимаешь решения?
36.    Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
37.    Тебе часто снятся страшные сны?
38.    Можешь ли  ты дать  волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
39.    Тебя легко огорчить?
40.    Случилось ли тебе плохо говорить  о ком –нибудь?
41.    Верно ли, что ты  обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно  на обдумывание?
42.    Если оказываешься  в глупом положении, то потом долго  переживаешь?
43.    Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
44.    Ты всегда ешь то, что тебе подают?
45.    Тебе трудно ответить «нет»,когда тебя о чем-то просят?
46.    Ты любишь часто ходить в гости?
47.    Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
48.    Был ли ты когда –нибудь груб с родителями?
49.    Считают ли тебя ребята веселым и   живым человеком?
50.    Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
51.    Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем классе?
52.    Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
53.    Бываешь ли ты  совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
54.    Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
55.    Ты стесняешься заговорить  первым с новыми людьми?
56.    Ты часто спохватываешься, когда поздно что- либо исправить?
57.    Когда  кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
58.    Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
59.    Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие  оживленной компании сверстников?
60.    Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь не подумав?.

Для примера даны 3 типа из 32, которые выявляет опросник,  причем пути коррекции у каждого разные, немного схожие внутри одного темперамента.

Тип №1
Э: 0-4; Н:0-4
Характерологические проявления.  Безмятежный, мирный, невозмутимый. В группе скромен.. Дружбу не навязывает, но и не отвергает, если  ему предложат. Склонен к упрямству, если ощущает свою правоту. Не смешлив. Речь спокойная. Терпелив. Хладнокровен.
Пути коррекции. Воспитателей беспокоят  мало, а значит всегда страдают от невнимания педагогов, тренеров, начальников. Главное в подходе- повысить самооценку посредством  привлечения внимания группы  к данному человеку. Желательно, чтобы у индивида была возможность выбора темпа работы. Подчеркивать ценность таких качеств, как скромность , хладнокровие.

ТИП  №2
Э: 20-24; Н: 0-4
Характерологические проявления.  Радостный, общительный, разговорчивый. Любит быть на виду. Оптимист, верит на успех.  Поверхностен. Легко прощает обиды, превращает конфликты в шутку. Впечатлителен, любит новизну. Пользуется всеобщей  любовью. Однако поверхностен, беспечен. Прихотлив. Артистичен. Не умеет добиваться результатов (увлекается, но быстро  остывает).
Пути коррекции. Поощрять трудолюбие, использовать природный  артистизм и склонность к новизне. Желательно исподволь приучать  к настойчивости, дисциплине, организованности (например, предлагая оригинальные задания). Рекомендуется  помочь организовать время(кружковой работы, участие в экспедициях и т.д.)

ТИП №3.
Э: 20-24; Н: 20-24
Характерологические  проявления.  Активный, имеет хорошо развитые, бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми  «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес
Пути коррекции. Основная  тактика- подчеркнутое уважение. Взаимоотношения  следует строить на  убеждении, спокойном, доброжелательном  тоне общения. При эффективном поведении возможна ироническая  реакция. Не следует «выяснять отношения» в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить её без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потенциала (спортивные достижения и т.п.)

Ключ к определению типов, и остальные характеристики и рекомендации, плюс пример написания заключения психолога на группу и на одного ученика по тесту Айзенка-Маталиной ниже по ссылке

Категория: Методики | Просмотров: 17409 | Добавил: alex | Теги: коррекция, темперамент, подросток | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]