Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов |
2.3. Результаты исследования - Социальная адаптация воспитанников детских домов
2.3. Результаты исследования.Перед началом и по завершению преобразующего эксперимента были проведены констатирующее и повторное исследования уровня самооценки, эмоциональных состояний, познавательной активности, мотивации достижений и психологического климата исследуемой семьи «Жулдыз» ГУ «детский дом». Цель констатирующего эксперимента – определение уровня исследуемых характеристик. Цель повторного – определить, произошли ли изменения в структуре личности у детей и подростков, участвующих в эксперименте. Результаты по уровням самооценок констатирующего и повторного исследований были обработаны и сведены в таблицы (см. приложение 8). Констатирующий эксперимент показал, что у детей и подростков уровень самооценки занижен. Но в процессе расширения сферы социальных контактов, обогащения социальной среды стимулами, применения воспитателями методик по созданию положительного психологического климата, педагогической реакции на поступок, создание ситуации успеха наблюдается определенная динамика изменений в соотношении разных уровней самооценок у воспитанников, принимающих участие в эксперименте. В начале преобразующего эксперимента соотношение самооценок таково: заниженных – 67%, адекватных - 33%, завышенных - 0% (приложение 9). После проведения программы тренинговых занятий «Шаг навстречу» соотношение уровней самооценок значительно изменилось: заниженных - 17%, адекватных - 75%, завышенных - 8% (приложение 9). Количество заниженных самооценок уменьшилось с 67% до 17%. Детей с адекватной самооценкой стало больше, было 33%, стало 75%. Это хорошо видно по диаграмме приведенной в приложении 10. Средние показатели самооценок воспитанников семьи «Жулдыз» ГУ «детский дом» после тренинговых занятий «Шаг навстречу» «подросли» с показателя 3,08 до показателя 5,25 (см. приложение 11). На следующем этапе проводилась диагностика уровней познавательной активности, тревожности и гнева как актуальных состояний и как свойств личности. Методика основана на опроснике Ч.Д. Спилбергера. Используемая модификация опросника осуществлена А.Д. Андреевой (1987) и дополнена шкалой переживания успеха (мотивации достижения). Полученные результаты были сведены в таблицы (см. приложение 12). Средние показатели ответов по четырем шкалам по результатам констатирующего исследования: Познавательная активность – 19,33 баллов (средняя, тяготеющая к низкой); Мотивация достижения – 21,92 балла (средний уровень); Тревожность – 21,5 баллов (средний уровень); Гнев – 19,7 баллов (средний, тяготеющий к высокому уровню); Суммарный балл – 0,58 (четвертый уровень). Диагностирована сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению. Средние показатели ответов по четырем шкалам по результатам повторного исследования: Познавательная активность – 22,08 балла (средний уровень); Мотивация достижения – 23,08 балла (средний уровень); Тревожность – 15,75 баллов (низкий уровень); Гнев – 16,17 балла (средний уровень); Суммарный балл – 13,25 баллов (третий уровень). Диагностирована средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией. Возможно это не совсем хорошие показатели, но если посмотреть в динамике, то позитивные изменения налицо по всем показателям (см. приложение 13). Позитивные изменения хорошо прослеживается, если сравнить средние показатели суммарных баллов констатирующего и повторного исследований. Средние показатели суммарных баллов «подросли» с 0,58 до 13,25, то есть с четвертого по третий уровень (см. приложение 14). Увеличение средних показателей суммарных баллов произошло за счет того, что снизились показатели по шкалам «тревожность», «гнев», что говорит о гармонизации эмоционального состояния воспитанников семьи «Жулдыз» после проведенных мероприятий по расширению сферы социальных контактов, обогащению социальных стимулов. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 798
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |