Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов |
1.4. Выводы по первой главе - Социальная адаптация воспитанников детских домов
1.4. Выводы по первой главе.Основной путь развития личности - через деятельность и общение. Многочисленные исследования убедительно показывают, что условия пребывания в детском доме не требуют от воспитанников тех свойств и качеств личности, которые будут затребованы в их самостоятельной жизни и определяют успешность социальной адаптации. Обобщая данные этих исследований, можно сделать следующие выводы: • Необходимые для успешной самостоятельной жизни качества и свойства личности в детском доме не развиваются (или развиваются крайне недостаточно, как правило, нецеленаправленно и несистематически), а ранее сформированные - атрофируются; • Вынужденный приспосабливаться к специфическим условиям пребывания в детском доме, ребенок развивает определенные качества и свойства личности (которые затребованы в этих условиях); • Пребывание в течение ряда лет в условиях детского дома приводит к закреплению этих качеств, они становятся устойчивыми личностными образованиями и определяют характер поведения и общения воспитанников, как в детском доме, так и после выпуска; • Воспитанники, приспособленные (адаптированные) к жизни в детском доме, после выпуска попадают в совершенно иные условия, где самостоятельная жизнь в социуме требует от них как раз те качества и свойства личности, которые у них несформированы или искажены. Это неизбежно приводит к серьезным трудностям в социальной адаптации воспитанников. Очевидно, что пребывание в условиях детского дома приводит к появлению ряда особенностей в психическом развитии воспитанников (как это было показано выше). В основном это задержки психического развития и формирование ряда негативных личностных образований. А так как на успешность социальной адаптации (как результата) в значительной степени влияют именно особенности психического развития, необходимо, что бы вся работа по социальной адаптации (как процесс) носила коррекционно-развивающую направленность. При реализации коррекционно-развивающей направленности работы по социальной адаптации воспитанников детских домов необходимо целенаправленно и систематически проводить работу по профилактике негативных отклонений и задержек в развитии личности воспитанников, корректировать уже сформировавшиеся негативные личностные образования и развивать требуемые для успешной самостоятельной жизни качества и свойства личности. Подводя итог вышесказанному, можно еще раз вспомнить, что сложный внутренний мир подростка, далеко не всегда понятный взрослому, нуждается в ежедневной квалифицированной поддержке и коррекции. Со стороны взрослого, в первую очередь – специалиста, надо чаще предлагать помощь подростку в освоении новых норм и правил, чтобы потом долго и упорно не заниматься исправлением их ошибок. Ведь именно взрослый человек, осознанно или нет, оказывает решающее влияние на формирование личности, стратегии самоутверждения и адаптации у подростка. Воспитать гражданина, который сможет жить в обществе, не травмируя остальных его членов - задача-минимум, стоящая перед детским домом, приютом или интернатом. Задача-максимум - выпустить в мир человека с активной жизненной позицией, готового и умеющего помогать тем, кто в помощи нуждается. Если эта задача выполняется, в будущем, безусловно, выигрывает общество, но уже в настоящем это помогает самому воспитаннику детского дома не чувствовать себя постоянно униженным и оскорбленным, достойным жалости изгоем общества. Одним из методов социальной адаптации признается метод расширения социальных контактов, обогащения социальной среды позитивными стимулами. Данные выводы перекликаются с результатами двадцатилетних исследований Лаборатории психического развития и воспитания детей дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН (под руководством М. И. Лисиной). Исследования были посвящены изучению различных аспектов онтогенеза психики детей, растущих в разных условиях воспитания: в семье, яслях, детских садах, в домах ребенка и детских домах и проводились в конце прошлого столетия [12]. На основе полученных результатов были разработаны требования по реорганизации детских домов. Данные требования были проанализированы и взяты за основу в разработке конкретных методик экспериментальной части данной дипломной работы и поэтому приводятся без изменений: «Поскольку в настоящее время по всей стране функционирует огромное число домов ребенка, детских домов-интернатов и в них еще (пока разрабатываются и принимаются законы) будут проживать дети, необходимо произвести их реорганизацию и создать адекватные психологические условия для воспитанников этих учреждений. (Перечисленные далее требования должны соблюдаться при любой организационной форме). 1. Учреждения должны быть приспособлены для постоянного проживания в них детей от момента поступления до достижения совершеннолетия, для чего необходимо переоборудовать существующие дома ребенка, детские дома, интернаты, сохранив необходимый медицинский, педагогический персонал и обеспечив их квалифицированными психологами. 2. Во всех типах учреждений необходимо создавать условия для установления системы аффективно-личностных связей детей с взрослыми и другими детьми, для чего требуется: обеспечение постоянного персонала, ухаживающего за детьми, хотя бы и работающего посменно; сохранение отношений ребенка в микрогруппе вместо постоянного его перемещения в новую жизненную среду, перевода из одной группы в другую; сделать круг людей, взаимодействующих с ребенком, стабильным на протяжении ряда лет. Наличие круга близких людей, «родного помещения» позволит ребенку чувствовать себя увереннее, психологически комфортнее. 3. Ограничить число детей до трех—пяти на одного ухаживающего взрослого. Это в совокупности с указанными мерами сделает излишним привлечение дополнительных специалистов, так как многие задержки развития, вызванные дефицитом общения и неадекватным образом жизни, не возникнут. 4. Необходимо создавать разновозрастные группы, ограничивая число детей до пяти человек. В такой группе могут проживать не более двух младенцев, не более трех дошкольников и не более двух подростков. 5. Учреждение должно быть домом для ребенка со свободными контактами с окружающим миром (вплоть до посещения детских садов, школ), выходом за пределы территории в магазины, кино, театры и т. д. Обеспечить включенность детей в жизнь и быт людей; это делает необходимым архитектурную перепланировку помещений по квартирному типу. 6. Необходимо повысить уровень педагогической и психологической подготовки кадров. Начать специальную подготовку воспитателей для работы в учреждениях данного профиля с обязательным прослушиванием курсов детской и возрастной психологии, психологии общения, психодиагностики. 7. Создать условия, сделать престижной, социально значимой работу в таких учреждениях не только для женщин, но и для мужчин — врачей, психологов, педагогов и т. д. Феминизированность этой системы общественного воспитания делает обедненными личностные контакты детей, особенно мальчиков. 8. Организовать отбор персонала с учетом личностных качеств (любящих детей, умеющих выражать свою любовь, желающих общаться с детьми). Отбор персонала производить по конкурсу с тестированием. 9. Проблематичным является вопрос о детях-инвалидах. С одной стороны, гуманно воспитывать психически больных детей вместе со здоровыми. С другой стороны, для их воспитания необходим персонал со специальным образованием, которого в настоящее время недостаточно. Кроме того, проблема усугубляется нравственным состоянием общества: к сожалению, еще многие люди с предубеждением относятся к больным детям. Эта тема должна стать предметом широкого обсуждения. 10. Необходимо учредить гуманитарную экспертизу принципов организации всех детских учреждений в стране, так как с психологической точки зрения и ясли, и детские сады, и школы не отвечают современным требованиям к воспитанию и обучению детей». |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1363
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |