Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов

1.2.1. Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме - Социальная адаптация воспитанников детских домов

1.2.    Проблемы социальной адаптации воспитанников детских садов в современном обществе.

«Из 100 выпускников детских домов, только 7 находят свое место в жизни. Остальные 93 не могут нормально адаптироваться к социальным условиям (33 бездомные, 33 безработные, 21 отбывает наказание за преступление, 7 покончили жизнь самоубийством)»
Вечерний Челябинск, от 15.09.1999г, председатель по социальной политике городской Думы - В. Кибизова

1.2.1.    Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме.


В литературе [42] существует множество определений понятия "социальная адаптация", акцентирующих внимание на различных сторонах этого явления. Кроме того, различные науки - философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация - это процесс и результат активного приспособления условиям социальной среды. Социальная адаптация - один из ведущих механизмов социализации личности.
Психологически социальная адаптация выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление ей") и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность (или на группу), которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействует на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности [42].
На собственно социальном уровне адаптация в первую очередь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальных среды определяется целями деятельности, социальными нормами - способами их достижения, и санкциями за отклонение от этих норм. Со стороны индивида адаптация определяется его личностными особенностями (взглядами, убеждениями, особенностями психического развития и т.п.). Социальная среда воздействует главным образом через социальные институты - семью, школу, средства массовой информации и т.д. [50].
Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной Культуры.
Антонимом социальной адаптированности является понятие социальной дезадаптированности (социальная дезадаадаптация) - неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентациях, социальных установок. У подростков это приводит к бродяжничеству, аморальному поведению, правонарушениям и преступлениям, алкоголизму и наркомании, а в конечном итоге - к неумению найти свое место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Очевидно, что процесс социальной адаптации не проходит автоматически
гладко, и все вышесказанное говорит о важности целенаправленного влияния на этот процесс [2].
У детского дома, как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, надзора, содержания детей, их воспитания, обучения и развития, С другой стороны, детский дом - это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребенку семью. И если мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, то сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт- «заменитель» семьи
Социолог А.Г. Харчев выделяет [28] следующие социальные функции семьи:
•    репродуктивная - биологическое воспроизводство населения в  общественном плане, удовлетворение потребности в детях  в личностном плане;
•    воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;
•    хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;
•    экономическая - экономическая (финансовая) поддержка -несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;
•    первичный социальный контроль - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а так же регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми;
•    духовное общение - развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение;
•    социально-статусная - представление определенного социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества;
•    досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
•    эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной
поддержки.

Если спроектировать эти функции семьи на детский дом, то, очевидно, что наряду с общими для всех детских образовательных учреждений функций детский дом должен выполнять и важнейшую функцию приобщения ребенка к социальной жизни (т.е. социально-адаптивную функцию) [51].
Приоритет этой функции обусловлен тем, что у детей-сирот, воспиты-вающихся в детском доме, отсутствует влияние важнейшего социального института - семьи. Детский дом для воспитанников - временное место пребывания, и после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь в открытый социум. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 856 | Добавил: Alexey | Теги: социальная адаптация
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]