Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов |
1.2.1. Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме - Социальная адаптация воспитанников детских домов
1.2. Проблемы социальной адаптации воспитанников детских садов в современном обществе.«Из
100 выпускников детских домов, только 7 находят свое место в жизни.
Остальные 93 не могут нормально адаптироваться к социальным условиям (33
бездомные, 33 безработные, 21 отбывает наказание за преступление, 7
покончили жизнь самоубийством)» Вечерний Челябинск, от 15.09.1999г, председатель по социальной политике городской Думы - В. Кибизова 1.2.1. Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме.В литературе [42] существует множество определений понятия "социальная адаптация", акцентирующих внимание на различных сторонах этого явления. Кроме того, различные науки - философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация - это процесс и результат активного приспособления условиям социальной среды. Социальная адаптация - один из ведущих механизмов социализации личности. Психологически социальная адаптация выступает как единство аккомодации (усвоение правил среды, "уподобление ей") и ассимиляции (уподобление себе, преобразование среды). Среда воздействует на личность (или на группу), которая, избирательно воспринимает, перерабатывает и реагирует на эти воздействия в соответствии со своей внутренней природой, а личность или группа активно воздействует на среду. Такой механизм адаптации, складываясь в процессе социализации личности, становится основой ее поведения и деятельности [42]. На собственно социальном уровне адаптация в первую очередь определяется деятельностной, активной природой социальных субъектов. Со стороны социальных среды определяется целями деятельности, социальными нормами - способами их достижения, и санкциями за отклонение от этих норм. Со стороны индивида адаптация определяется его личностными особенностями (взглядами, убеждениями, особенностями психического развития и т.п.). Социальная среда воздействует главным образом через социальные институты - семью, школу, средства массовой информации и т.д. [50]. Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в современных условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию окружающей действительности и самой себя, способной и нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе на уровне современной Культуры. Антонимом социальной адаптированности является понятие социальной дезадаптированности (социальная дезадаадаптация) - неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных ценностных ориентациях, социальных установок. У подростков это приводит к бродяжничеству, аморальному поведению, правонарушениям и преступлениям, алкоголизму и наркомании, а в конечном итоге - к неумению найти свое место в жизни, невозможности получить образование и профессию, создать семью. Очевидно, что процесс социальной адаптации не проходит автоматически гладко, и все вышесказанное говорит о важности целенаправленного влияния на этот процесс [2]. У детского дома, как и у других учреждений системы образования, есть общие функции ухода, надзора, содержания детей, их воспитания, обучения и развития, С другой стороны, детский дом - это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребенку семью. И если мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, то сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт- «заменитель» семьи Социолог А.Г. Харчев выделяет [28] следующие социальные функции семьи: • репродуктивная - биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях в личностном плане; • воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; • хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; • экономическая - экономическая (финансовая) поддержка -несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи; • первичный социальный контроль - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а так же регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми; • духовное общение - развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение; • социально-статусная - представление определенного социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества; • досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; • эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки. Если спроектировать эти функции семьи на детский дом, то, очевидно, что наряду с общими для всех детских образовательных учреждений функций детский дом должен выполнять и важнейшую функцию приобщения ребенка к социальной жизни (т.е. социально-адаптивную функцию) [51]. Приоритет этой функции обусловлен тем, что у детей-сирот, воспиты-вающихся в детском доме, отсутствует влияние важнейшего социального института - семьи. Детский дом для воспитанников - временное место пребывания, и после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь в открытый социум. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 856
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |