Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Социальная адаптация воспитанников детских домов |
Введение (продолжение) - Социальная адаптация воспитанников детских домов
Введение (продолжение)Защищаемые положения: Дефицит социальных контактов определяет особую потребность ребенка во внимании и доброжелательности. Неудовлетворенность этой потребности – основа социальной дезадаптации воспитанников детских домов в дальнейшей жизни. На успешность социальной адаптации воспитанников детского дома влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психического развития (которые формируются за время пребывания в детском доме). Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического развития воспитанников можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной адаптации детей-сирот. Воспитанники детских домов воспринимают воспитателей и педагогов как данность, как людей, занимающихся с ними по обязанности, и исключения здесь чрезвычайно редки. Люди, которые занимаются с ними "просто так", воспринимаются детьми иначе. Общение с таким взрослым помогает детям оценить себя как личность: раз с ними общаются, значит, они такие же люди, как все. Обогащается их социальный опыт, появляется опыт общения с разными людьми, формируется терпимость к непривычному поведению других людей, признания их права на такое поведение, расширяется круг друзей. Мир распахивается. Расширение социальных контактов способствует социальной адаптации воспитанников детских домов. Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, шкала Спилбергера, проективный тест определения уровня самооценки «Лесенка», методика «Исследование групповой сплоченности коллектива», программа тренинга личностного роста для подростков «Шаг навстречу». База исследования. Базой исследования было выбрано Государственное Учреждение «детский дом». В исследовании принимали участие воспитанники младшего школьного и подросткового возраста семьи «Жулдыз» детского дома (всего 13 человек). В эксперименте принимала участие педагог-психолог, которая с детьми на базе ПМЦ (подростково-молодежного центра) проводила специально разработанный психологический тренинг «Шаг навстречу». Атмосфера подростково-молодежного центра и личность психолога-тренера выступали в данном случае дополнительными агентами социальной адаптации. Для более точной оценки эффективности предложенного подхода необходимо было сделать первичные и итоговые срезы и на контрольной группе, а после проведения экспериментальной работы сравнить полученные данные. Однако в данных конкретных условиях это было невозможно сделать, так как основное условие такого сравнения - как можно более однородная контрольная и экспериментальная группа, а в детском доме количество групп незначительно, они очень сильно отличаются по количеству, составу, возрасту детей и другим существенным параметрам, т.е. такое сравнение будет некорректным. Структура дипломной работы. Цели и задачи данной работы предопределяют её следующую структуру: введение, два раздела, заключение, список использованной литературы и приложения. В первом разделе: • Рассмотрены проблемы социальной адаптации сирот в разные исторические эпохи и на современном этапе развития общества. • Социальная адаптация рассмотрена как основная цель воспитательной работы в детском доме. • Проведен теоретический анализ особенностей социальной адаптации воспитанников детских домов. • Изложено влияние особенностей психического развития воспитанников детских домов и их на успешность социальной адаптации. • Описаны основные принципы социально-психолого-педагогического сопровождения воспитанников детского дома. • Дано обоснование важности метода расширения социальных контактов и социальных стимулов для социальной адаптации воспитанников детского дома. Во втором разделе проведено экспериментальное исследование влияния метода расширения социальных контактов и стимулов на развитие личности в целом и на уровень социальной адаптации. Результат исследования: На основе анализа экспериментально полученных данных разработаны рекомендации по организации педагогического процесса в условиях детского дома, которые могут быть использованы руководителями и педагогами детских домов, интернатов и приютов. Таким образом, очевидна как теоретическая значимость исследования, посвященного анализу теоретических и практических аспектов социальной адаптации воспитанников детских домов, так и практическое его значение для дальнейшего совершенствования профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками, воспитывающимися в детских домах. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 458
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |