Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

Тренинг педагогической осознанности (приложение 8)

Методические рекомендации по организации тренинговых групп

Принципы работы тренинговых групп:
1. Принцип активности.
2. Принцип исследовательской творческой позиции участников.
3. Принцип объективации (осознания).
4. Принцип партнерства в общении.
Принципы работы тренера заключаются 
в ответах на четыре вопроса:
1. Какую цель я ставлю перед собой?
2. Почему я собираюсь достичь этой цели?
3. Какими средствами я собираюсь достичь этой цели?
4. Есть ли они у меня?
Тренерское поведение:
1. Умение слушать и не говорить.
2. Открытость вербальная и невербальная.
3. Ровное доброжелательное отношение ко всем мнениям.
4. Не упускать никого и ничего (наблюдательская сензитивность).
5. Не сталкивать мнения.
6. Активность, не подавляющая инициативу участников.
7. Четкость, понятность речи.
8. Включенность и заинтересованность.
9. Не заниматься агитацией, а создавать мотивацию.
Бланк анкеты "Обратная связь"
 
Психологический портрет учителя: Опыт самодиагностики
Научить ребенка достойному поведению может только учитель, для которого такое поведение является стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только учитель, который осознает значимость своего труда, видит уважение к этому труду и к себе как к личности. По наблюдениям психологов, в каждом педагогическом коллективе есть учителя, свободные от догм и стереотипов, способные к профессиональному и личностному росту. Именно они помогают своим воспитанникам преодолеть отчуждение от школы, благодаря им ученики идут на уроки с радостью. Что же мешает остальным учителям стать для своих учеников друзьями без фамильярности и «авторитетами» без подавления личности ученика? Как научиться получать удовольствие от работы в школе? Как не остановиться в профессиональном и личностном росте? Какими причинами обусловлены различия в стиле работы учителей? Можно ли формировать стиль преподавания в процессе подготовки учителей? Подлежит ли коррекции стиль работы уже сложившегося профессионала?
Актуальность этих вопросов очевидна. Сама жизнь предъявляет к профессии педагога повышенные требования. Многие западные ученые убеждены, что необходим предварительный профессиональный отбор кандидатов при приеме на педагогические факультеты с выявлением явных противопоказаний к профессии учителя — эмоциональной нестабильности, невротизма и негативного самовосприятия. Но в наших условиях (дефицит преподавательских кадров, падение престижа профессии) особое значение приобретает работа, направленная на формирование профессионально значимых черт личности педагога. Школе необходима продуманная программа психологической помощи учителю, направленная на поддержку в преодолении кризисных ситуаций, на формирование эффективного стиля работы молодого специалиста или на коррекцию уже существующего стиля, если он мешает педагогу полностью реализовать свой творческий потенциал.
Однако, прежде чем лечить, необходимо поставить диагноз. Этой цели и служит методика «Психологический портрет учителя: опыт самодиагностики». Необходимость в ее создании возникла тогда, когда стало ясно, что существующие тесты не соответствуют предъявляемым требованиям. Цель данной методики — помочь учителю найти резервы для более эффективной работы или понять причины существующих профессиональных проблем. Поэтому учитель, выполняющий этот тест, рассматривается не как объект исследования, а как партнер, нуждающийся в помощи и поддержке. Необходимое условие успешного использования методики — доверие к психологу — достигается уже самой процедурой тестирования: бланки ответов могут не подписываться и не возвращаться, а обработку каждый проводит самостоятельно. Таким образом, соблюдается принцип конфиденциальности. Как правило, встреча с учителями проходит по запросу администрации. Поэтому кто-то из учителей может быть не в настроении или не в форме. Кто-то может быть не готов к восприятию новой информации. Целесообразно после объяснения характера предстоящей работы дать возможность уйти тем, кто к ней не готов.
Методика позволяет диагностировать четыре параметра личности:
1) приоритетные ценности (тип отношения учителя к ученику как к личности или к объекту воздействия, что дает возможность определить приоритеты в отношении с коллегами и учениками);
2) психоэмоциональное состояние (особенности эмоционального состояния и его динамика в ответ на различные жизненные ситуации, носящие в основном стрессовой характер);
3) самооценку (степень принятия себя и других, что проявляется в виде оценок установок и реакции на ситуации, нарушающие привычный ход событий);
4) стиль преподавания (особенности поведения учителя, его реакций и состояний в процессе взаимодействия с коллегами и учениками);
Вопросы пятой шкалы (см. интерпретацию к тесту) направлены на выявление объективности и адекватности самовосприятия человека. В текст включены две цитаты из личностных опросников Айзенка и Кэттелла, которым невозможно найти равноценную замену. Для ответов используются приводимые ниже бланки. Номера вопросов в листе ответов скомпонованы таким образом, что каждая шкала занимает отдельный столбик. Это значительно упрощает «расшифровку» теста. Работа занимает у учителя не более часа, а дает «информацию к размышлению» на длительное время.
Интерпретация теста может быть устной, то есть представлять собой развернутый рассказ о диагностируемых личностных и профессиональных особенностях учителя. А можно раздать текст полной интерпретации. И в том, и в другом случае учитель выделит ту информацию, которая касается лично его. Данная методика не может быть использована администрацией для оценки и сравнения учителей или для их аттестации.
Уважаемые коллеги! Этот тест поможет вам определить свой стиль преподавания, узнать некоторые особенности своей нервной системы. Отвечая на вопросы, помните, что «неправильных» ответов быть не может — могут быть только неискренние. Поэтому из трех вариантов ответов выбирайте тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции, отметьте его в соответствующей клеточке на листе ответов крестиком или другим значком. Результаты тестирования будут известны только вам, так как обработка теста будет производиться вами самостоятельно.

Листы вопросов по ссылке ниже
Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 577/234 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]