Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Приложение 4
Цель. Теоретическая, методическая и практическая подготовка педагогов к использованию индивидуальностно-ориентированного подхода в практической деятельности. Структура мини-курсов: Первый блок – лекционный (теоретическая подготовка). Цель - освоение научных сведений об индивидуальности и процессе ее становления в школьном возрасте. Теоретическая информация включалась в тренинг педагогической осознанности. Второй блок - тренинг педагогической осознанности (методическая и практическая подготовка). Цель - овладение формами, приемами и методами работы по развитию индивидуальности в процессе тренинга педагогической осознанности. Разделение мини-курсов на блоки условно. При проведении мини-курсов теоретическая информация включалась в тренинг педагогической осознанности, как неотъемлемая часть. Тематический план-сетка первого лекционного блока Мини-лекция 1. Ведение в педагогику индивидуальности. Индивидуальность человека как цель развития. Мини-лекция 2. Интеллектуальная сфера и ее формирование. Мини-лекция 3. Мотивационная сфера и способы ее формирования. Мини-лекция 4. Эмоциональная сфера как цель развития. Формирование приемов аттракции. Мини-лекция 5. Волевая сфера и ее развитие. Сфера саморегуляции и ее развитие. Мини-лекция 8. Предметно-практическая сфера и способы ее формирования. Мини-лекция 7. Экзистенциальная сфера и ее формирование. Мини-лекция 8. Возрастные особенности развития сфер индивида. Мини-лекция 9. Психолого-педагогические концепции развития человека. Процесс развития индивидуальности в школьном возрасте. Содержание лекционного мини-курса Лекция 1. Ведение в педагогику индивидуальности. Индивидуальность человека как цель развития. Цель: разъяснить понятия «индивидуальность», «личность»; дать признаки различия индивидуальных и личностных качеств. Рассмотреть вопросы: понятия «развитие индивидуальности», «воспитание личности», «социализация», отличие и связь между ними. Раскрыть сущность концепции развития высших человеческих сил - формирование основных сфер человека: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, саморегуляции, предметно-практической и экзистенциальной; показать их проявления в поведении и деятельности человека. Сформировать представление о педагогических целях, дать их номенклатуру. Лекция 2. Интеллектуальная сфера и ее формирование. Цель: формирование представлений об интеллектуальной сфере как педагогической цели, о педагогических средствах ее диагностики и развития. Рассмотреть вопросы: цели развития названной сферы: развитие мышления (познавательное, творческое; эмпирическое, теоретическое; конвергентное, дивергентное; саногенное, патогенное), качеств ума (сообразительность, гибкость, критичность, самостоятельность и др.), мыслительных процессов и навыков, познавательных умений, умений учиться, внепредметных и предметных знаний, умений и навыков. Изучить на лекции способы определения сформированности отдельных свойств интеллектуальной сферы (объяснить, как разрабатывать методики). Лекция 3. Мотивационная сфера и способы ее формирования. Цель: формирование представлений о мотивационной сфере как педагогической цели, педагогических средствах ее диагностики и развития. Рассмотреть вопросы: цели развития названной сферы, способы ее формирования, педагогические средства диагностики и развития мотивации учения и труда, мотивационной сферы в целом. Лекция 4. Эмоциональная сфера как цель развития. Формирование приемов аттракции. Цель: сформировать представление о номенклатуре педагогических целей развития эмоциональной сферы, рассмотреть способы управления эмоциональными состояниями человека, дать понятие аттракции и раскрыть сущность приемов аттракции. Рассмотреть вопросы: цели развития эмоциональной сферы, способы ее формирования, приемы аттракции, проявление указанной сферы у школьника и ее влияние на эффективность его учебной деятельности. Лекция 5. Волевая сфера и ее развитие. Сфера саморегуляции и ее развитие. Цель: добиться понимания педагогами целей развития названных сфер и способов их формирования. Рассмотреть вопросы: проявление воли у детей, упражнения по ее развитию, развитие воли в процессе обучения и воспитания. Приемы и условия развития сферы саморегуляции. Дать практические рекомендации по воспитанию воли у школьников. Лекция 6. Предметно-практическая сфера и способы ее формирования. Цель: рассмотреть сущность указанной сферы и разработать совместно с педагогами методику ее формирования. Рассмотреть вопросы: диагностические и формирующие методики указанной сферы и их применение. Лекция 7. Экзистенциальная сфера и ее формирование. Цель: раскрыть сущность названной сферы и дать представление о возможностях ее формирования в педагогическом процессе. Рассмотреть вопросы: понятие о философии экзистенциализма (Ж.-П. Сартр, В. Франкл, Э. Фромм, Э. Эриксон), сущность экзистенциальной сферы, признаки ее проявления у людей, уровни развития, цели формирования, способы и условия формирования. Лекция 8. Возрастные особенности развития сфер индивида. Цель: раскрыть особенности развития основных сфер в соответствии с возрастом, обсудить особенности формирования сфер в указанном аспекте. Рассмотреть вопросы: проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания в педагогике, особенности развития и воспитания по возрастным периодам, индивидуальные особенности развития и их учет в педагогической деятельности, возрастные особенности интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер и сферы саморегуляции. Лекция 9. Психолого-педагогические концепции развития человека. Процесс развития индивидуальности в школьном возрасте. Цель: раскрыть сущность понятия «развитие», его трактование в философии, психологии и педагогике. Дать понятие о педагогических закономерностях, раскрывающих направления в деятельности учителя по развитию индивидуальных и личностных качеств школьников. Рассмотреть концепции развития индивида Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, B.C. Ильина, Дж. Мида, 3. Фрейда, Л. Кольберга, Ж. Пиаже, Э. Эриксона и др. Рассмотреть современную социальную ситуацию развития индивида, проблемы создания экологической ниши ребенка, структуру процесса формирования сфер человека, его индивидуальности и личности, основные педагогические закономерности процесса развития. |
Рейтинг: 5.0/2 |
Счетчики: 557 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |