Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Приложение 1
Изучение волевых проявленийКогда ребенок идет в школу, ему необходимо подчиняться правилам, запретам, ограничениям, которые выражают общественные требования. Постоянное следование правилам, управление своим поведением на основе задаваемых образцов способствует развитию у детей произвольности как особого качества психических процессов. Оно проявляется в умении сознательно ставить цели действия и преднамеренно искать и находить средства их достижения. На этой основе формируется у младших школьников умение как бы со стороны рассматривать и оценивать собственные мысли и действия. Это умение лежит в основе рефлексии как важного качества, позволяющего разумно и объективно анализировать свои суждения и поступки с точки зрения их соответствия замыслу и условиям деятельности. Произвольность, внутренний план действия и рефлексия - основные новообразования ребенка младшего школьного возраста. Благодаря им психика младшего школьника достигает уровня развития, необходимого для дальнейшего обучения в средней школе. Предполагалось, что установки учителя на развитие индивидуальности учащихся, изменит поведение учителя. Учителя, используя гуманистические методы убеждения, смогут найти для каждого ученика слова поддержки, стимулирования развития качеств, необходимых для дальнейшего обучения в средней школе. Кроме конкретно волевых проявлений данная методика косвенно способна диагностировать уровень развития мотивационной сферы, сферы саморегуляции. Проведение исследования: Проводит наблюдение за ребенком в разных видах деятельности. Обработка данных: Анализ проводят по схеме: 1. Умеет ли ребенок удерживать и достигать цели, поставлены взрослым, а также самостоятельно ставит цель и руководствоваться ею в деятельности, достигать результата. Причины того, что цель не достигается. 2. Умеет ли ребенок сдерживать свои эмоции (не заплакать если больно) и непосредственные желания (помочь дежурным, когда хочется играть; не выкрикивать на занятии, а подождать своей очереди). 3. Какие волевые качества у ребенка сформулированы: - дисциплинированность: подчиняется ли ребенок общественным правилам поведения и деятельности; выполняет ли требования взрослого и насколько точно это делает; каковы причины невыполнения требований взрослого; как реагирует на эти требования; насколько осознанно выполнение общественных правил поведения и деятельности; - самостоятельность: умеет ли ребенок действовать без посторонней помощи, не умеет; - настойчивость: умеет ли ребенок рационально организовывать свою деятельность, сосредоточенно ее выполнять; - инициативность: умеет ли ребенок выполнять деятельность по своей инициативе; в каких видах деятельности это проявляется, и каким образом. - Делают выводы о том, насколько развиты волевые проявления. Уровни сформированности волевых проявлений: 1. Высокий. Ребенок самостоятельно ставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, как дисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, инициативность. 2. Средний. Ребенок самостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишь некоторые волевые качества. 3. Низкий. Ребенок не умеет самостоятельно ставить цель руководствоваться ею в деятельности, не умеет сдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до конца сформулированы волевые качества. Учитель заполняет специальный бланк, где напротив каждого ученика ставит оценку сформированности волевых проявлений по 10 балльной шкале. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 608 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |