Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
2.4 Выводы
2.4. ВыводыАнализируя результаты экспериментальной работы, которая включала в себя анкетирование педагогов, тестирование учащихся, апробацию в практической деятельности разработанной концептуальной модели воспитательной деятельности, было сделано заключение об актуальности поставленной в исследовании проблемы, связанной с обеспечением учителем процесса развития индивидуальности учащихся. Осознание классным руководителем необходимости оказания учащимся помощи в реализации их потребности стать и быть самими собой, с одной стороны, и стремление учащихся проявить свою индивидуальность – с другой, обусловливают востребованность идей индивидуальностно-ориентированного подхода. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы: 1. Разработка и применение индивидуальностно-ориентированного подхода как новой методологической ориентации в работе классных руководителей обусловлены происходящими в Казахстане преобразованиями существовавшей многие десятилетия социоцентрической по направленности и авторитарной по характеру системы воспитания детей, на смену которой приходит гуманистическая практика построения воспитательных отношений. 2. По составу и характеру индивидуальностно-ориентированный подход является системным образованием и включает в себя следующие компоненты: • основные понятия, используемые в процессе познания и преобразования педагогической действительности (индивидуальность, уникальность, самобытность, уникализация, творчество, выбор, самопознание, самоопределение, самопроектирование, самосозидание, самореализация, самоутверждение); • принципы как ведущие идеи и правила осуществления воспитательной деятельности (антропологический принцип, а также принципы свободы, независимого развития человека, реальности человеческого бытия, самореализации, становление целостной мотивации); • приемы и методы содействия развитию и проявлению индивидуальности детей (бинарные способы построения деятельности педагога и самодеятельности ребенка). 3. Роль ключевого понятия в данном подходе играет индивидуальность. В соответствии с ним методологическая ориентация получила свое название. Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума. 4. На основе применения индивидуальностно-ориентированного подхода в практике воспитательной деятельности проектируется и создается индивидуальностно-ориентированная модель воспитания учащихся. Главное предназначение целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов такой системы воспитания заключается в педагогической поддержке процессов самопознания, самоопределения, самостроительства и самореализации учащихся, развития их индивидуальности, развитии семи сфер. 5. К педагогическим условиям эффективного функционирования индивидуальностно-ориентированной модели воспитания целесообразно отнести следующие: • восприятие учителем индивидуальности как особо значимой ценности; • наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности; • ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения, на развитие семи сфер; • предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного сообщества; • создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей; • оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование в ребенке общего, особенного и единичного; • стимулирование стремления школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем; • теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуальностно-ориентированной воспитательной деятельности; • поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения. Вышесказанное позволяет сделать итоговый вывод: целесообразность и эффективность использования подхода в воспитательной деятельности, ориентированного на развитие индивидуальности детей, возрастают в том случае, если: • у педагога сформированы глубокие и детальные представления об индивидуальности как сложном интегративном качестве, не сводящемся только к отличительным особенностям человека; • приоритетной ценностью в деятельности учителя при выборе стратегии и тактики взаимодействия с детьми выступает процесс развития индивидуальности школьников; • в воспитательном пространстве класса моделируются и создаются условия для становления и проявления индивидуальности ребенка. Значит, гипотеза данного исследования подтверждена, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. |
Рейтинг: 5.0/2 |
Счетчики: 458 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |