Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

2.4 Выводы

2.4. Выводы 

Анализируя результаты экспериментальной работы, которая включала в себя анкетирование педагогов, тестирование учащихся, апробацию в практической деятельности разработанной концептуальной модели воспитательной деятельности, было сделано заключение об актуальности поставленной в исследовании проблемы, связанной с обеспечением учителем процесса развития индивидуальности учащихся. Осознание классным руководителем необходимости оказания учащимся помощи в реализации их потребности стать и быть самими собой, с одной стороны, и стремление учащихся проявить свою индивидуальность – с другой, обусловливают востребованность идей индивидуальностно-ориентированного подхода. 
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:
1. Разработка и применение индивидуальностно-ориентированного подхода как новой методологической ориентации в работе классных руководителей обусловлены происходящими в Казахстане преобразованиями существовавшей многие десятилетия социоцентрической по направленности и авторитарной по характеру системы воспитания детей, на смену которой приходит гуманистическая практика построения воспитательных отношений.
2. По составу и характеру индивидуальностно-ориентированный  подход является системным образованием и включает в себя следующие компоненты:
основные понятия, используемые в процессе познания и преобразования педагогической действительности (индивидуальность, уникальность, самобытность, уникализация, творчество, выбор, самопознание, самоопределение, самопроектирование, самосозидание, самореализация, самоутверждение);
принципы как ведущие идеи и правила осуществления воспитательной деятельности (антропологический принцип, а также принципы свободы, независимого развития человека, реальности человеческого бытия, самореализации, становление целостной мотивации);
приемы и методы содействия развитию и проявлению индивидуальности детей (бинарные способы построения деятельности педагога и самодеятельности ребенка).
3. Роль ключевого понятия в данном подходе играет индивидуальность. В соответствии с ним методологическая ориентация получила свое название. Под индивидуальностью понимается интегративное свойство человека, отражающее его способность к самоосуществлению, характеризующее его творческое отношение к себе и своему бытию, к социальному и природному окружению, представляющее собой неповторимое сочетание и содержание общих, особенных и единичных черт конкретного индивидуума.
4. На основе применения индивидуальностно-ориентированного подхода в практике воспитательной деятельности проектируется и создается индивидуальностно-ориентированная модель воспитания учащихся. Главное предназначение целевого, содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного компонентов такой системы воспитания заключается в педагогической поддержке процессов самопознания, самоопределения, самостроительства и самореализации учащихся, развития их индивидуальности, развитии семи сфер.
5. К педагогическим условиям эффективного функционирования индивидуальностно-ориентированной модели воспитания целесообразно отнести следующие:
восприятие учителем индивидуальности как особо значимой ценности;
наличие у педагога целостного и адекватного представления о каждом ученике, его достижениях и проблемах, о сугубо типичных и ярко индивидуальных сторонах его личности;
ориентация воспитания на актуализацию и реализацию потребности ребенка стать и быть самим собой, на формирование у него знаний, умений и навыков самопознания, самопроектирования, самостроительства и саморефлексии, на освоение им нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения, на развитие семи сфер;
предоставление школьникам свободы выбора форм и способов проявления своей активности, возможности найти и занять собственную нишу в жизнедеятельности классного сообщества;
создание в коллективе класса творческой атмосферы, побуждающей классного руководителя и его воспитанников к коллективному и индивидуальному творчеству, проявлению и развитию своих склонностей и способностей;
оптимальное сочетание групповых и индивидуальных форм воспитательной работы, направленных на формирование в ребенке общего, особенного и единичного;
стимулирование стремления школьников к планированию и осуществлению самостоятельной работы по самосовершенствованию, решению важных для себя проблем;
теоретическая и технологическая готовность педагога к осуществлению индивидуальностно-ориентированной воспитательной деятельности;
поддержка усилий классного руководителя и учащихся со стороны воспитательной, психологической и социально-педагогической служб образовательного учреждения.
Вышесказанное позволяет сделать итоговый вывод: целесообразность и эффективность использования подхода в воспитательной деятельности, ориентированного на развитие индивидуальности детей, возрастают в том случае, если: 
у педагога сформированы глубокие и детальные представления об индивидуальности как сложном интегративном качестве, не сводящемся только к отличительным особенностям человека;
приоритетной ценностью в деятельности учителя при выборе стратегии и тактики взаимодействия с детьми выступает процесс развития индивидуальности школьников; 
в воспитательном пространстве класса моделируются и создаются условия для становления и проявления индивидуальности ребенка.
Значит, гипотеза данного исследования подтверждена, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 458 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]