Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

2.3. Результаты исследования

2.3.1. Анкета для учителей


Для проведения анкетного опроса педагогов была разработана специальная анкета, содержащая вопросы открытого и закрытого типа. Основной целью анкетирования было определение степени теоретической и практической готовности педагогов к работе, связанной с развитием индивидуальности учащихся. В исследовании участвовало четверо педагогов: двое – работающие в экспериментальных классах, двое в контрольных.
Качественный анализ анкет дал возможность сделать следующие заключения:
при определении понятия «индивидуальность» педагоги в основном оперируют такими понятиями, как «отличительные черты», «особенности», «уникальность», «своеобразие», что представляется недостаточным и ограничивающим характеристику рассматриваемого понятия лишь одним из четырех его аспектов;
понятие «личность» кажется педагогам более привычным и понятным; 
педагоги испытывают затруднения при формулировании цели воспитания, связанной с развитием индивидуальности, и определении конкретных задач своей деятельности в этом направлении;
опрошенные отметили, что некоторые из применяемых сегодня в практике воспитания форм, приемов, методов можно использовать в решении задач, связанных с развитием индивидуальности;
практически все респонденты выразили интерес к работе с индивидуальными целями и проблемами учащихся;
все не считают себя в полной мере готовыми к работе по развитию индивидуальности учащихся. 
Анализ анкет позволил сделать предположение о том, что педагогическое сообщество ориентировано на работу с отдельным учеником, понимает необходимость помощи и поддержки учащихся в процессе их становления, однако при этом классные руководители не чувствуют себя абсолютно готовыми к осуществлению индивидуальностно-ориентированного подхода в педагогической практике.
Проведенное интервьюирование подтвердило, что проблема развития индивидуальности школьника интересна педагогам, но проявило их неуверенность в своей способности оказать эффективную помощь детям в самоосуществлении. 
Учителя экспериментальных классов участвовали в мини-курсах по теоретической, методической и практической подготовке педагогов к использованию индивидуальностно-ориентированного подхода в практической деятельности. Теоретическая подготовка выражалась в освоении научных сведений об индивидуальности и процессе ее становления в школьном возрасте. Методическая и практическая была связана с овладением формами, приемами и методами работы по развитию индивидуальности в процессе тренинга педагогической осознанности. Спецкурс прошел апробацию, по отзывам участников, он «вызвал интерес к проблеме развития индивидуальности учащихся», «заставил пересмотреть свои педагогические позиции», «помог найти новые интересные формы работы с учащимися».
На заключительном этапе экспериментального исследования подводились его итоги, анализировались результаты повторного анкетирования педагогов, уточнялись и конкретизировались педагогические условия эффективного использования индивидуальностно-ориентированного подхода в воспитательной деятельности классного руководителя, которые были выявлены в ходе теоретического изучения особенностей процесса становления индивидуальности человека. 
Повторное анкетирование педагогов проводилось в двух группах: контрольной и экспериментальной. Результаты, показанные экспериментальной группой, оказались намного выше и качественнее (см. приложение 6). Ответы на открытые вопросы глубокие и полные, им присуща лаконичность и четкость. Задания, предполагающие демонстрацию практических навыков: постановка цели воспитания, выбор форм работы – показали верный подход и разнообразие формулировок, что свидетельствует о широте полученных представлений и умении применять их в конкретной ситуации. Это доказывает то, что они в процессе специальной подготовки получили достаточный запас теоретических сведений, практических умений и навыков, которые позволяют им чувствовать себя более уверенными и компетентными. 
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 497 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]