Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности

(продолжение) Общие вопросы педагогики индивидуальности — Соотношение понятий индивидуальность и личность

Индивидуальность (от лат. individuum - неделимое, особь) - неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою деятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры. Но сама по себе неповторимость не является сущностным свойством индивидуальности. [66]
Г. Гегель отмечал, что представление об индивидуальности как о неповторимости является формальным и оказывается за пределами науки. «Отдельные души - писал он, - отличаются друг от друга бесконечным множеством случайных модификаций. Но эта бесконечность представляет собой род дурной бесконечности. Своеобразию человека не следует поэтому придавать чрезмерно большого значения». Представляется, что указания на единичность и неповторимость человека выделяют внешние стороны индивидуальности. Человек многогранен: в нем есть и животное начало (организм), и социальное (личность), но в нем есть и чисто человеческие качества (индивидуальность). Индивидуальность - это то, что отличает человека от животного и социального мира. Индивидуальность дает возможность проявиться человеку как свободному, независимому существу (И. Кант). В индивидуальности человека скрыт источник его деяний. Индивид, у которого развита индивидуальность, полностью опирается и надеется на свои силы, он не только свободный, но и самостоятельный человек. Человеческая индивидуальность рассматривается как высокий уровень развития человека в онтогенезе. Такого индивида К. Роджерс назвал «полноценно функционирующим человеком» для обозначения людей, которые используют свои способности и таланты, реализуют свой потенциал и движутся к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Индивидуальность определяется основными ее сферами: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, саморегуляции и экзистенциальной.
Личностные качества и индивидуальные дополняют друг друга, поэтому в педагогических целях необходимо предусмотреть и воспитание личности, и развитие индивидуальности. Что же должна развивать педагогика индивидуальности? Возможен общий ответ: ребенка, индивидуальность. На этом общем уровне понятие развития может быть отнесено к самым разным объектам. Но далее следует вопрос, который поставит любой учитель: «Что же конкретно следует развивать в индивидуальности?» Ответить на этот вопрос намного сложнее. Очевидно, что развивать можно только то, что уже дано в той или иной мере и в отношении чего имеются определенные предпосылки к развитию. Таким образом, необходимо ответить на вопросы: что дано человеку от природы? в какой мере это данное развивается? как лучше развивать то, что дано? Иными словами, необходимо ответить на вопросы, что развивать в индивиде и как в процессе этого развития должна проявляться его индивидуальность. Уместно поставить и вопрос: а все ли надо развивать? Да, в индивидуальности необходимо развивать все данные природой и перечисленные выше сферы. Но кроме них человек обладает и рядом или врожденных, или приобретенных качеств. Например, известно, что агрессивность является врожденным качеством. Необходимо ли развивать агрессивность у человека? На этот вопрос нет однозначного ответа. Таким образом, возможны ситуации, когда данное от природы качество следует развивать только в определенной мере и для определенных видов деятельности. Но при этом на смену требованиям развития встает требование ограничения и даже подавления тех качеств, которые социально неприемлемы.
В какой мере и как педагоги имеют право на такую деформацию индивидуальности? Этот вопрос, как отмечают ученые (Б.И. Додонов, В.Д. Шадриков), в нашей этике, психологии и педагогике практически не обсуждался. Деформация индивидуальности может проходить по нескольким направлениям: во-первых, это может быть развитие всех сфер в интересах ребенка; во-вторых, - развитие этих сфер в интересах общества и ребенка; в-третьих, - изменение их в интересах только общества (или государства), но не ребенка; наконец, в-четвертых, - их изменение в интересах определенных групп. Идеалам гуманистической педагогики соответствуют первые два направления. Первое направление предполагает достижение целей развития природных задатков в различных сферах человека, а второе - предполагает изменение этих сфер в соответствии с идеалами общества. Отсюда следует, что первое решает задачи развития индивидуальности, второе - воспитания личности [88].
Рассмотрение соотношения индивидуальности и личности позволяет конкретизировать связь человека и общества (коллектива и личности). Если человек и коллектив гармонируют между собой, то можно сказать, что личностные качества человека отвечают целям данного коллектива. Человек в этом случае является личностью. Но в другом обществе (коллективе) этот же человек может и не являться личностью, так как его взгляды могут не отвечать целям другого общества. Следовательно, в зависимости от социальных ценностей, составляющих мораль и культуру общества, и соответствия этим ценностям мировоззрения и поступков человека он может быть личностью, но может ею и не быть, то есть личность является относительной характеристикой человека. В то же время индивидуальность человека во многом не зависит от того, в каком обществе (коллективе) находится человек. Его опыт, интеллект, сформировавшиеся сферы в данный конкретный момент не зависят уже от обстоятельств, поэтому индивидуальность во многом носит черты постоянства, в какой-то мере абсолютности. Поэтому когда говорят о подчинении личных (а точнее, индивидуальных) интересов общественным, то это не выдерживает испытания жизнью. Происходит разрушение и индивидуальности (оглупление и разрушение определенных сфер), и личности (конформизм). В целом, происходит дробление и того и другого: лицемерие, двуличие, двойная мораль, расхождение слова и дела. А такие следствия не нужны ни обществу, ни индивиду.
Соотношение личности и индивидуальности помогает понять связь воспитания и развития (в его педагогическом понимании). Общая социальная функция воспитания состоит в том, чтобы передавать из поколения в поколение знания, умения, идеи, социальный опыт, способы поведения. В этом общем смысле воспитание вечная категория, ибо оно существует с момента возникновения человеческой истории. Конкретная же социальная функция воспитания, конкретные его содержание и сущность изменяются в ходе истории и определяются соответствующими материальными условиями жизни общества, общественными отношениями, борьбой идеологий. Воспитание в специальном педагогическом смысле есть процесс целенаправленного влияния на развитие личности, ее отношений, черт, качеств, взглядов, убеждений, способов поведения в обществе. Процесс воспитания осуществляется на всех возрастных этапах развития человека, а не только в детском возрасте. Развитие предполагает совершенствование психических качеств, основных сфер человека -   его индивидуальности. В последнее время (XX век) отечественная педагогика сделала большой перекос, сосредоточив все усилия на воспитании и не уделив должного внимания развитию индивидуальности. Это значит, что она односторонне решала проблему социализации человека [86].
Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 1225 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]