Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Современные концепции воспитания (продолжение) — Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
Для большей полноты картины о современных концепциях воспитания рассмотрим «Концепцию воспитания жизнеспособных поколений», подготовленную Институтом молодежи (автор И.М. Ильинский и др.) Воспитательная сущность концепции основывается на идее наличия единого воспитательного пространства, мировоззренческого плюрализма, сочетания интересов личности и общества, служения гуманистическим ценностям. Гуманизация воспитательного процесса в изложении авторов предполагает: признание личности как самоценности, создание условий для ее жизнетворчества – самоопределения, самоутверждения, самореализации; гуманизацию межличностных отношений; евроазиатский тип культуры, сочетающий в себе западный и восточный типы культуры, не умаляя роли национального патриотизма. В формировании общей цели воспитания авторы исходят из представлений об идеале гражданина, которому присущи стремление к успеху, воля к победе, ответственность. Реальная же цель воспитания сводится к формированию жизнеспособной личности, быстро приспосабливающейся и изменяющимся условиям, обладающей активностью, целеустремленностью и предприимчивостью. Жизнеспособность авторы определяют как способность выживать, не деградируя. Для того, чтобы быть жизнеспособной, личность переходного периода должна быть включена во все сферы жизнедеятельности общества и быть достаточно жесткой и конкурентоспособной [58]. Отражением озабоченности проблемой подготовки специалистов в области образования служит появление концепций, посвященных решению этой проблемы в рамках вузов. Имеется в виду «Концепция воспитательной работы со студентами вузов» (автор В.Т. Лисовский) и «Концепция региональных подходов к организации воспитательной работы в Ярославской области» (автор М.И. Рожков и др.). Не вдаваясь в подробный анализ этих концепций, отметим лишь, что весьма своевременный отклик на решение проблемы повышения ответственности вуза за качество профессиональной подготовки и воспитания студенческой молодежи, а также будущих учителей к воспитательной работе со школьниками. Анализ рассмотренных выше концепций позволяет сделать некоторые общие выводы. Прежде всего обращает на себя внимание, что в представленных концепциях отсутствует общетеоретический подход к воспитанию как непрерывному процессу – от дошкольного до послевузовского. Это подтверждается тем, что большая часть концепций относится к школьному образованию, гораздо меньшая – вузовскому и еще меньше – к дошкольному. Общим устремлением, объединяющим все концепции, является их ориентация на идею воспитания целостной личности, однако ядром этой целостности у разных авторов выступают разные ценности – Культура, Мир, Человек, Отечество и т.п. Слишком большой разброс мнений присутствует также в определении предмета воспитания: чувства, система социальных ролей, духовность, направленность на успех и др. Однако, несмотря на эти рассогласования, необходимо признать, что проявление авторских воспитательных программ и концепций символизирует собой признание важности воспитания как социокультурного феномена и фактора, способного придать современному образовательному процессу новое качество. В заключение приведем слова известного историка и культуролога Д.С. Лихачев: «Я мыслю себе XXI век развития гуманитарной культуры, культуры доброй и воспитывающей... Образование, подчиненное задачам воспитания, разнообразие средних и высших школ, возрождение чувства собственного достоинства, не позволяющего талантам уходить в преступность, возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому, возрождение совестливости и понятия чести – вот в общих чертах то, что нам нужно в XXI веке». |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1345
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |