Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Современные концепции воспитания- Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
Периоду разграничения воспитания и образования, доводящего порой проблему до абсурда, похоже приходит конец. Ярким подтверждение связанного служит тот факт, что за какие-то последние пять-шесть лет, появилось более трех десятков различных концепций, в которых процессы воспитания и образования рассматриваются в единстве и взаимосвязи. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе «Об образовании» принципы гуманизма, определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации.
В задачу первостепенной важности входит повышение социального статуса воспитания, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений. В соответствии с Законом «Об образовании» воспитание рассматривается как «целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности». Наряду с правительственными программами, в настоящее время увидели свет авторские концепции. Так, концепция Е.В. Бондаревской рассматривает воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности. Исходной позицией концепции служит положение о том, что воспитание выполняет в обществе прогрессирующую и стабилизирующую функции: – сохранения, воспроизводства и развития культуры; – обслуживания исторического процесса смены поколений; – создание условий для свободного развития личности как субъекта культуры. Собственного развития и жизнетворчества. В свете такого понимания идеология воспитания в концепции представлена в виде совокупности положений, выражающих интересы детей, молодежи, как определенной социальной группы общества, нуждающейся в социальной защите, обретении прав человека и гражданина на образование и приобщение к ценностям общечеловеческой культуры, на творческое развитие и свободное самоопределение [20]. Автор определяет воспитательный процесс как целенаправленный, двухсторонний, информационно-деятельности, коллективно-творческий, коммуникативный, управляемый и пр., обращенный к духовному миру личности. Личностно-ориентированный подход в воспитании – ключевая идея настоящей концепции. Он означает в понимании автора признание ребенка активным субъектом воспитательного процесса. Сформулированность субъектных свойств у подрастающего человека – высший показатель эффективности воспитания. Формированию этих качеств личности способствует усиление нравственных основ образования и воспитания, то есть гуманизация педагогического процесса. Согласно концепции, человек культуры – это личность гуманная, а гуманность есть вершина нравственности. Человек культуры – личность духовная, с развитой потребностью поиска смысла жизни. Человек культуры – это личность творческая, с выраженной направленностью на созидательную деятельность. Известный интерес представляет собой программа воспитания школьника, автором которой является Н.Е. Щуркова. Сама Надежда Егоровна оценивает Программу как новое гуманистическое направление в воспитательной деятельности школьных педагогов, которое содействует организации воспитания как фактора вхождения российского общества в контекст мировой культуры. Исходя из этой оценки, основаниями Программы являются: • педагогический взгляд на воспитание с позиции культуры; • представление о слагаемых воспитания как освоение, усвоение и присвоение мира ребенком на уровне современной культуры; • определение содержания воспитания как системы отношений к ценностям достойной жизни достойного человека, знаний и умений – как средства проживания ценностных отношений человека к миру и с миром; • максимальное расширение поля воспитательного процесса до всей сферы жизнедеятельности ребенка; • поступательное разворачивание проблем жизни в ходе развития личности ребенка как субъекта собственной жизни; • представление о содержании жизни достойного человека как бесконечной цепи вечных проблем жизни, решение которых не исчерпывает проблему, а ставит ряд новых, что означает, что воспитание есть приручение к самостоятельному выбору жизненного пути и образа жизни и ответственности за свой выбор. В концепции программирование воспитания представлено ценностями культуры в следующей последовательности: жизнь Природы, жизнь Человека, жизнь Общества, образ жизни достойной человека, внутренний мир человека. Воспитание в контексте культуры рассматривается как апелляция к аккумуляторам культуры – науке, искусству, морали, персоналиям, материальным предметам, выбор которых определяется трехсторонним подходом – ЗНАЮ, УМЕЮ, ЛЮБЛЮ. О результативности воспитательной деятельности автор предлагает судить по изменившемуся отношению ребенка к ценностям культуры, целенаправленности действий и повышающейся саморегуляции [93]. Весьма близкой и созвучной по принципиальным подходам к вопросам воспитания с программой Щуркова Н.Е. является концепция, разработанная группой психологов во главе с И.А. Зимней. Ее полное название – «Концепция воспитания как процесса формирования отношений человека к миру». В данной концепции отношение – ключевое понятие, оно определяется как базисный механизм формирования ценностей. Исходя из того, что отношение всегда имеет определенную направленность на что-либо или кого-либо, то через его эмоциональную окрашенность (положительную, отрицательную или нейтральную) выявляется связь человека с миром. Выбор «отношения» как сущностной категории воспитания на случаен. Он обусловлен еще и тем, что отношение является основой перерастания воспитания в самовоспитание. В концепции авторы предлагают пятикомпонентную систему воспитания как процесса формирования отношений человека к миру: (1) личность и деятельность учителя, (2) правильная организация социальной ситуации развития, что означает придание воспитанию гуманистического характера, определяющего природу воспитательной среды, (3) сотрудничество, (4) общение, (5) активная деятельность субъекта воспитания, соотносящаяся с типом ведущей деятельности. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 1655
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |