Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Общие технологические принципы нового воспитания (продолжение) - Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
Школа – важнейший фактор воспитания не только из-за длительности его воздействия и всеохватности детей этого возраста, но и потому, что в ней работают профессионалы, которые осуществляют свое воспитательное влияние в самый сензитивный (чувствительный, восприимчивый) период жизни детей. Каждый учитель в школе, прежде всего своей личностью, этико-психологической культурой, умением понять, принять и поддержать даже самого трудного ученика – мощный фактор влияния на детей и подростков. Через свой предмет учитель передает основы культуры – интеллектуальной, технической, художественной, философской и просто человеческой. Технология создания в школе благоприятной воспитательно-образовательной среды зиждется на соблюдении и неукоснительном следовании принципам гуманизма. Реализация их связана прежде всего с приоритетом таких педагогических постулатов, как уважение к личности ребенка, его индивидуальности, а значит, и неповторимости. «Живущий – не сравним!» – так гласит заповедь. А это означает, что нельзя детей сравнивать друг с другом. Гораздо продуктивнее для его становления и развития сравнить его с самим собой – каким он был и каким стал. Нельзя также постоянно говорить ребенку о его недостатках. Это рождает у него комплекс ущемленности, неуверенности, обиды, который с годами может увеличиваться, гипертрофироваться [44]. Важнейшей ценностью воспитательной деятельности в условиях гуманизации педагогического процесса являются права ребенка. Международная конвенция о правах ребенка, которую подписал Казахстан, беспрецедентный документ, обязывающий всех взрослых соблюдать права ребенка на получение качественного образования и творческое развитие независимо от его социального и культурного положения. Тем самым Конвенция, защищая права ребенка, оказывает влияние на профессиональную этику педагогов, которая должна соответствовать гуманистической природе взаимоотношений с учащимися на всех уровнях: учитель – ученик, учитель – учитель, учитель – родитель, демонстрируя детям образцы терпимости, взаимопонимания и сотрудничества. Педагогика ненасилия, свойственная гуманистическому воспитанию, означает упразднение, изгнание из школы атмосферы выговоров, назиданий, нравоучений. Это особенно унизительно для ребенка, если происходит в присутствии других людей. Есть такая заповедь у педагогов – «ругай тихо, а хвали громко!». В Японии педагогу, сделавшему замечание ребенку в присутствии других детей, грозит дисквалификация. Учитывая склонность детей к задушевной беседе, педагогу необходимо овладеть искусством диалога и научить ему детей. Диалог – это не только последовательный обмен информацией, оценками между людьми, не просто контакт на уровне речевых высказываний. Диалог – общение, при котором собеседники воспринимаются как равные участники с правом на собственную позицию, на свою систему ценностей, на индивидуальный способ восприятия мира. Без заинтересованного отношения собеседников к друг другу, без готовности каждого представить и понять проблемы другого, без взаимного принятия диалог просто не состоится. В диалоге, как показывает практика, важно не столько овладеть умением отстаивать свою точку зрения, сколько научиться сомневаться в ней. Признаком гуманизации школьной жизни служит и такое сотрудничество педагогов с детьми, когда они вместе, в тесном контакте разрабатывают основные линии жизни в школе. Развитие детского самоуправления – важнейший технологический принцип нового воспитания. Открытие самоуправления как мощного средства, стимулирующего саморазвитие детей, в педагогической науке приравнено к революционному событию. Самоуправление – колоссальный воспитательный источник, который через различные Советы, клубы, детские организации и объединения, позволяет развивать инициативу, творчество и ответственность детей за принятые ими решения, обучать школьников навыкам демократии, сотрудничеству и коллективизму. Дети принадлежат к группе, где получают опыт взаимопомощи, когда человек помогает человеку. В своей книге «Конфликты детской души» К. Юнг писал: «Мы никогда не сможем принцип коллективного воспитания принести в жертву развитию индивидуального разнообразия, даже если бы очень желали этого. Если проанализировать, – далее пишет он, – кто из детей оказывает сопротивление коллективному воспитанию, то чаще всего это оказываются дети с разнообразными психическими аномалиями врожденного или приобретенного вида» [32]. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 731
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |