Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
Общие технологические принципы нового воспитания - Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
1.1.3. Общие технологические принципы нового воспитанияЕсли думаешь о завтрашнем дне – сей зерно, если на 10 лет вперед – сажай лес, если же на 100 лет – воспитывай детей. (Народная мудрость) Однозначного ответа на вопрос: как воспитывать детей – дать невозможно; уж слишком много факторов и жизненных обстоятельств влияют на выбор того единственно правильного решения, которое предопределит дальнейшее успешное развитие личности подрастающего человека. Воспитывать – значит помогать, содействовать тому, чтобы ребенок состоялся как индивидуальность, как личность. «Счастлив мира обитатель только личностью своей» (Гете). Достичь уровня личности возможно при максимальном развертывании целостности ее индивидуальной сущности. Здесь на первый план выходит деятельность воспитателей по созданию условий, содействующих духовно-нравственному становлению личности учащегося, его самоосуществлению. Для этого необходимо, чтобы стратегия воспитательной деятельности отвечала, как минимум, двум важным требованиям: воспитатель должен, во-первых, представлять себе уровень фактического психического развития ребенка, и, во-вторых, знать место воспитанника в системе отношений с окружающими его людьми – сверстниками и взрослыми [76]. Многие отечественные педагоги склонны считать, что объектом воспитательной деятельности является не столько сама личность как таковая, сколько те отношения, которые у нее складываются с самим собой и другими людьми в процессе деятельности и общения. А поскольку категория «отношение» связана с мотивацией и системой ценностей личности, то и формирование культуры отношений подрастающего человека с окружающим миром лежит в сфере воспитания. Оказывается педагогическую поддержку в налаживании отношений, педагог тем самым влияет и на саму личность. При соблюдении этих требований воспитательная деятельность обретает свою целевую направленность и способствуют созданию благоприятной образовательно-воспитательной среды для разностороннего индивидуального развития в творческой самореализации личности. Только тогда воспитатель и может оказывать свое влияние на развитие личности ребенка как субъекта воспитательного процесса, ибо, как писал известный психолог С.Л. Рубинштейн, «всякая попытка воспитателя-учителя в ребенка познавательные и нравственные формы, минуя его собственную деятельность по овладению ими, подрывает сами основы развития ребенка, воспитания его личностных свойств и качеств». В этом смысле воспитание – есть приспособление педагогического процесса к духовно-нравственному развитию ребенка, а самой природы учащегося – к требованиям социальной жизни. Для того, чтобы саморазвитие ребенка состоялось, надо найти тонкие и относительно точные технологии, стимулирующие нравственно ценные мотивы поведения, ориентируясь на внутренне принятие их ребенком. Если воспитательный процесс организован как принудительный, это ведет к нравственной деградации и ребенка, и учителя. Чрезвычайно важно иметь в виду, что воспитание и психическое развитие не могут выступать как два самостоятельных процесса, не зависящих друг от друга. Но при этом «воспитание служит необходимой и всеобщей формой развития ребенка» (В.В. Давыдов). Воспитательное пространство объемное и разноуровневое: оно вбирает в себя не только институты воспитания – семью, школу, средства массовой информации, учреждения культуры и дополнительного образования, вузы, но и то, что ими не заполняется, так называемую сферу стихийного воспитания, сферу педагогически неорганизованного влияния. В этих условиях «первая скрипка» принадлежит саморегуляции человека, которая выверяет его способность противостоять негативным влияниям. По сути, в этой способности и заключается эффект воспитания [37]. Рассмотрим основные факторы воспитания в современных условиях и охарактеризуем некоторые специфические свойства их воздействия на формирование личности ребенка. Среди наиболее значимых факторов воспитания детей семья всегда играла ведущую роль, которую сохранила и по сей день. Атмосфера, царящая в семье, отношения между родителями и детьми, пронизанные любовью, вниманием и искренним интересом друг к другу – это и многое другое составляет основу семейного воспитания. Семья создает, закладывает фундамент нравственности в личность ребенка (к сожалению, и безнравственности тоже). Однако сегодня семейное воспитание несет значительные потери в связи с вынужденным переключением усилий родителей на создание материальной базы как условия выживания, как возможность дать собственным детям качественное образование. Из этого положения многие семьи выходят с большим трудом, и, тем не менее, конечно же, родители заинтересованы в том, чтобы их дети были не только образованными, но и воспитанными [59]. Сегодня наибольший отклик у родителей находят вопросы, связанные с укреплением здоровья детей. Эта озабоченность может стать опорой в общем стремлении родителей и педагогов в приобщении детей к здоровому образу жизни. Главное – отвлечь внимание детей от соблазнов, подстерегающих их повсюду – курение, наркотики, алкоголь, ранний секс и т.п., – переключив его на другие интересы. В одиночку ни учителям, ни родителям с этим не справиться. Союз учителей и родителей, их контакт, доверие друг другу - лучший способ выработки новых подходов к воспитанию личности ребенка. Очень распространенным явлением в процессе семейного воспитания служит то, что родители навязывают детям свои амбиции, ориентируя их на идеалы. Которых не добились сами. Такие методы воспитания не могут служить средством достижения взаимопонимания, а лишь порождает педагогических монстров. Никто не в состоянии воспитать личность, если сам ею не является. Воспитание через пример – общий принцип, соблюдение которого содействует личностному росту. Такое воспитание может происходить и происходит совершенно бессознательно и потому является самой старой и, пожалуй, самой действенной формой воспитания вообще. Говоря о воспитании детей в новых условиях, нельзя не затронуть такой фактор, оказывающий определенное влияние на мировоззрение и нравственное поведение подростков, как религия. Однако, как показывает практика воспитания, в условиях советского образования современные дети мало знают об истории и культуре религии (христианской, мусульманской и др.), и поэтому влияние церкви ограничено семьями, в которых родители верующие. Между тем, духовность в воспитании не сводима к религиозной вере. Воспитание духовности, нравственности в современных детях означает приоритет «абсолютных», «вечных» или, как сейчас чаще говорят, общечеловеческих ценностей, в основании которых лежат смысложизненные ориентиры. Видимо поэтому во Франции, специалист, осуществляющий воспитательную работу, называется «аниматор», что означает «одухотворяющий», «одушевляющий». В Германии суть воспитания также отражена в специализации педагога-профессионала – «каунслер», переводимой как «советчик» [58]. Учреждения дополнительного (сверхбазового) образования представлены Домами творчества, станциями юных натуралистов, центрами туризма и краеведения, досуговыми центрами, детскими библиотеками и спортивными секциями, детскими оздоровительными лагерями. Это своеобразные общности детей и взрослых, создающиеся на основе добровольного вхождения в них. Основным предназначением их является удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных социокультурных, воспитательных и образовательных потребностей школьников, создание условий для их творческого развития, более полного раскрытия индивидуальности каждого в свободно выбранной ими деятельности по интересам. Многообразие типов учреждений, формальных и неформальных видов, разновозрастных и разнополовой состав детских коллективов, сочетание массовых, индивидуальных и групповых форм деятельности, творческое сотрудничество и взаимодействие детей и взрослых – важнейшие факторы эффективного воспитания. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 878
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |