Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности |
ВВЕДЕНИЕ - Дипломная развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности
ВВЕДЕНИЕАктуальность исследования. Перспективы прогрессивного развития казахстанского общества во многом зависят от наиболее полного раскрытия творческого потенциала и неповторимой индивидуальности его представителей. Однако в настоящее время большинство людей оказываются не способными к проявлению инициативы и самостоятельности, к адекватному самовыражению и творчеству. В связи с этим важной задачей деятельности образовательных учреждений становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания, обретения подлинного призвания, которое Гегель считал главным смыслом образования. Акцент в воспитательной практике образовательных учреждений постепенно смещается с деятельности по формированию социально типичного в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития у него способности к самопознанию, самоопределению, самостроительству, самореализации, самоутверждению. Новое понимание задач школы заставляет шире использовать научный потенциал знаний об индивидуальности человека. Своими корнями понятие «индивидуальность» восходит к латинскому individuum (отдельный, особь), которое в свою очередь соотносится с греческим понятием atomos (неделимый, целостный). Еще древние философы Эвклид и Демокрит индивидуализацию понимали как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Выдающиеся педагоги Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Д. Дьюи, Э. Кей, М. Монтессори, Я. Корчак, С. Френе в своей деятельности стремились учитывать и развивать индивидуальные особенности воспитанников. Русские ученые К.Д. Ушинский, Н.Н. Пирогов, В.В. Розанов, К.Н. Вентцель также считали индивидуальность важнейшей характеристикой человека и предметом педагогической заботы. Новый всплеск интереса к проблеме индивидуальности, проявившийся в современную эпоху развития отечественной педагогической науки и практики, детерминирован влиянием идей гуманистической педагогики и психологии на сознание и деятельность исследователей и практических работников. В работах основоположников личностно-ориентированного подхода Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, О.С. Газмана, В.В. Серикова подчеркивается, что успех обучения и воспитания детей во многом зависит от внимательного отношения к неповторимому внутреннему миру каждого ребенка, опоры на своеобразие его жизненного опыта, поддержки становления и проявления уникального в растущем человеке, его стремления к самосозиданию и самореализации. В современных научных исследованиях раскрываются определенные аспекты индивидуальности и процесса ее развития: возможности и условия формирования индивидуальности учащихся в целостном учебно-воспитательном процессе (Н.Н. Верцинская); организация процесса становления индивидуальности школьника в поликультурной образовательной среде (Е.А. Ходырева); влияние детского объединения на развитие индивидуальности (Н.А. Нефедова); особенности становления индивидуальности подростков с девиантным поведением (С.Б. Калинина). Однако при возрастающем интересе к проблеме развития индивидуальности школьника необходимо отметить, что в классном сообществе не всегда создается атмосфера творчества и самоактуализации детей и взрослых, формируются субъект-субъектные отношения между участниками учебно-воспитательного процесса, что в свою очередь тормозит становление индивидуальности учащихся. Обращение к научной литературе по исследуемой проблеме и анализ практической деятельности педагогов позволили выявить существующие в настоящее время противоречия между: • потребностью общества в развитии и проявлении индивидуально-личностного потенциала своих представителей и неспособностью большинства людей к самовыражению и эффективной реализации своих потенциальных возможностей; • самоорганизующейся и саморазвивающейся природой ребенка и неадекватностью используемых подходов и технологий в воспитательной деятельности, которые слабо стимулируют процессы самопознания, самосозидания и самореализации детей, становления их индивидуальности; • необходимостью гуманизации отношений и жизнедеятельности в образовательных учреждениях и недостаточной разработанностью личностно и индивидуальностно ориентированных форм и способов педагогического взаимодействия. Выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Развитие индивидуальности как предмет воспитательной деятельности». Проблема исследования связана со сложностью феномена индивидуальности и неоднозначностью ее восприятия. Речь идет о степени готовности педагогов к осуществлению воспитательной деятельности по развитию индивидуальности. Многие педагоги обладают достаточно полными представлениями об индивидуальных особенностях учащихся, используют данные специальных исследований и собственных наблюдений, но только единицы считают работу по сопровождению процесса становления индивидуальности главным направлением в своей воспитательной деятельности. В большинстве случаев при организации взаимодействия с учащимися преобладают традиционные фронтальные формы работы. Особое внимание в разделах планов воспитательной работы «Индивидуальная работа с учащимся» уделяется учащимся группы риска, именно они, по мнению классных руководителей, требуют индивидуальной работы, причем избираемые педагогом на данном направлении приемы связаны с обеспечением в большей степени типизации, а не уникализации учащегося, преобладают методы контроля, а не сотрудничества и поддержки. Изучение результатов исследований Н.А. Алексеевой о степени теоретической и практической готовности педагогов к работе, связанной с развитием индивидуальности учащихся показало, что: • при определении понятия «индивидуальность» педагоги в основном оперируют такими понятиями, как «отличительные черты», «особенности», «уникальность», «своеобразие», что представляется недостаточным и ограничивающим характеристику рассматриваемого понятия; • понятие «личность» кажется педагогам более привычным и понятным; • педагоги испытывают затруднения при формулировании цели воспитания, связанной с развитием индивидуальности, и определении конкретных задач своей деятельности в этом направлении; • подавляющее большинство классных руководителей не считают себя в полной мере готовыми к работе по развитию индивидуальности учащихся. Изучение теоретической литературы о воспитании подрастающего поколения выявило, что системообразующей категорией традиционной педагогики является категория личности. А главным принципом - всестороннее ее развитие. При этом под личностью понимается устойчивая система социально значимых черт - тех, которые ожидает от нее общество. Задачей воспитания в этом случае является навязывание, привитие молодому поколению этих самых черт. Насколько результативно такое воспитание, показал недавний его опыт - что осталось от «убеждений» и т.п., когда были сняты идеологические ограничения? Человеческое в человеке далеко не исчерпывается личностными качествами. Есть еще индивидуальность и индивидуальные качества. Современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность. Данная дипломная - попытка преодолеть данный пробел в педагогике: через изучение проблем формирования индивидуальности человека перейти к построению модели воспитательной деятельности, ориентированной на развитие индивидуальности. Для этого необходимо: • рассмотреть общие вопросы педагогики индивидуальности: проблемы, стоящие перед школой и учителем, подходы к их решению; • проанализировать понятия «личность» и «индивидуальность», «сущность индивидуальности человека»; • определить «цели воспитания» на современном этапе; • рассмотреть вопросы формирования индивидуальности школьника в процессе воспитательной деятельности. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 949
| Добавил: Alexey
| Теги: |
Всего комментариев: 0 | |