Приложение 5
Программа коррекционно-обучающего тренинга
Цель программы - формирование адаптивных копинг-стратегий, способствующих позитивному принятию себя подростками и позволяющих эффективно преодолевать критические ситуации существования.
Задачи программы
Создание условий для доверительных, доброжелательных отношений; атмосферы понимания и активного участия в работе группы.
Информирование о причинах и последствиях различных форм отклонений в поведении. Представление девиантного поведения как результата иллюзорного способа решения проблем - их псевдопреодоление, ведущее к саморазрушению личности подростка, дезадаптирующее его.
Формирование у подростков мотивации развития своей личности посредством осознания своих внутренних переживаний и причин, их вызывающих, с последующим их эмоциональным отреагированием. Осознание своего поведения как неэффективного "выхода" из критической ситуации существования.
Приобретение навыков использования активных поведенческих стратегий при переживании-преодолении жизненных трудностей и для предупреждения дальнейшего развития девиантного поведения.
Программа состоит из двух разделов:
арттерапевтического - на первый план выступает эмоционально-мотивационная мишень коррекции;
психодраматического - преобладают поведенческая и когнитивно-смысловая мишени коррекции.
Особенность программы заключается в том, что ее можно дифференцировать в зависимости от индивидуально-психологических особенностей подростков, входящих в состав психокоррекционной группы. Дифференциация может проводиться либо внутри определенной коррекци-онной мишени (уделяется больше внимания какой-то одной группе эмоциональных состояний, одной стратегии поведения), либо между мишенями - акцент делается на доминировании какой-либо одной психокоррекционной мишени (эмоционально-мотивационной, поведенческой, когнитивно-смысловой).
Тематический план групповых занятий с подростками
I. Арттерапевтический блок. Цель - коррекция эмоционально-мотивационной сферы.
Группа 1. Познание (восприятие) себя и отношений с окружающим миром.
Цель - отреагирование эмоций, связанных с отношением к себе; рефлексия индивидуальных потребностей и отношений с другими людьми.
Занятие 1
Введение. Упражнения с цветами: используя цвета, которые наиболее и наименее предпочтительны в данный момент, попытайтесь изобразить ими разные формы, линии и исследуйте их смысловые значения.
Исполнение темы. Упражнение-знакомство: представьте себя группе, не прибегая к словам и пользуясь только рисунком.
Используя лист ватмана, нарисуйте плакат, иллюстрирующий ваш образ жизни; в рисунке отразите свои интересы, ценности, семью, друзей, род занятий.
Изобразите с помощью цветов, форм и линий особенности своего мироощущения.