Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 11.07.2025
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Психологические особенности криминального поведения лиц с алко- и наркозависимостью

Приложение 4

Приложение 4

Методика «Определение уровня развития словесно-логического мышления у старшеклассников» (Л.Переслени, Т.Фотекова)

Словесно-логическое мышление наиболее интенсивно развивается в старшем школьном возрасте. Включенность в образовательную среду уже само по себе стимулирует развитие словесно-логического мышления. Уровень словесно-логического мышления не в полной мере характеризует уровень развития мышления, а отражает ту его часть, которая связана с вербальной (словесной) переработкой поступающей к человеку информацией. В практике существуют случаи, когда ребенок с высокими показатели невербального интеллекта, воспринимается учителями как неспособный ученик, в силу неразвитости его вербального интеллекта. Это противоречие лежит в основе психической напряженности таких детей. Каждый ребенок в силу своих психологических особенностей выбирает один из путей приспособления к действительности. Одни идут по пути наименьшего сопротивления, становятся не лучшими учениками, отбывая часы в школе, где им становится не интересно. Другие включаются в учебный процесс, который сам по себе стимулирует развитие словесно-логического мышления.

Благополучные подростки, включенные в разнообразные развивающие формы взаимодействия, будут иметь уровень развития словесно-логического мышления выше, чем у аддиктивных с криминальным поведением.

Вербальная методика «Определение уровня развития словесно-логического мышления у старшеклассников» (Л.Переслени, Т.Фотекова) включает 4 субтеста по 10 проб каждый. Подбор словесных заданий проводился авторами на основе анализа различных опубликованных вариантов вербальных тестов.

I субтест направлен на выявление общей осведомленности подростка.

II субтест — на выявление сформированности логического действия (классификации), способности к абстрагированию.

III субтест — на выявление сформированности логического действия, «умозаключения по аналогии».

IV субтест — на выявление умения подводить два понятия под общую категорию, обобщать.

Обработка индивидуальных данных включает подсчет суммы баллов для каждого субтеста в отдельности. Сумма складывается из количества баллов за правильные решения каждой пробы с первой попытки (1 балл — за правильный ответ) и со второй попытки после стимулирующей помощи, если первый ответ был неверным (по 0,5 балла). Затем подсчитывается общая балльная оценка за выполнение четырех субтестов и отдельно суммарная балльная оценка за решение проб со второй попытки. Последняя оценка дает представление о зоне ближайшего развития и особенностях регуляции произвольных форм деятельности.

Принят следующий способ оценки успешности решения четырех словесных субтестов. Суммарное количество баллов за 40 проб соответствует 100%.

Набранное количество баллов — показатель успешности (ПУ).

где Х — сумма полученных испытуемым баллов за решение 40 проб.

Как и для варианта, используемого при обследовании младших школьников, предлагается четыре уровня успешности.

Четвертый уровень успешности (наивысший) соответствует 100–80% (32 балла и более за правильно выполненные задания с первой и второй попытки).

Третий уровень — 79—65% (31,5—26 баллов).

Второй уровень — 64—50% (25,5—20 баллов).

Первый уровень — 49% и менее (19,5 и менее баллов).

Рейтинг: 5.0/1
Счетчики: 736 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]