ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Программа исследования
К автору дипломной работы за психологической помощью обратился молодой человек двадцати пяти лет. За полтора года до этого от него ушла любимая девушка. Все это время он пытался справиться со своим душевным состоянием, приносящим ему мучения, переживаемые даже на физическом уровне. Советы близких и друзей только усугубляли его состояние. В процессе изучения психологической литературы по теме исследования была сформулирована гипотеза: при правильно организованной психологической помощи процесс переживания утраты завершается формированием психологических новообразований в пространстве внутреннего мира личности.
Консультативное сопровождение выстраивалось с учетом того, что у испытуемого Николая (имя изменено) наблюдались признаки осложненного горя или патологической скорби: сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей; чувство самоуничижения; напряжение; горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания; болезненные проявления психосоматического характера (болело все внутри), приступы удушья; полное изменение стиля жизни, изменение отношения к друзьям и родственникам, раздражимость, нежелание надоедать, уход от социальной активности, прогрессирующая уединенность; устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность; слабовыраженные эмоции, неспособность эмоционально чувствовать; вынашивание суицидальных планов.
В повествовании Николая прослеживались симптомы ост¬рого горя, хотя ут¬рата произошла больше полутора лет назад. Себя он называл «живым трупом», у которого вместо тела – одна сплошная боль. Эта боль не проходит никогда. Ее Николай пытался заглушать лекарствами, транквилизаторами, но безуспешно. Именно поэтому решил обратиться к психологу за помощью. Выяснилось, что Николай скрывает горе от своего окружения и никогда не проявлял своих чувств, при этом испытывал сильное чувство вины перед девушкой, которую потерял. В таких случаях работа горя не идет по причине отсутствия возможности у горя проделать свою работу. Для того, чтобы работа горя пошла автору дипломного исследования необходимо было создать условия для ре-переживания (повторного переживания). Ре-переж2ивание необходимо в случаях, когда:
1. Клиент по каким-то причинам скрывает горе от своего окружения и никогда не проявлял своих чувств.
2. Клиент не имел возможности выразить свои чув¬ства в полную меру.
3. Клиент «завис» на каком-то этапе горя и не может полностью освободиться от переживания.
4. Клиент проявляет симптомы острого горя, хотя ут¬рата произошла больше полутора лет назад.
5. Чувства клиента блокированы, он эмоционально «окаменел».
Разблокирование эмоций и их «проработка», то есть сознавание и выражение, может происходить с помощью самых разных подходов. В данном случае было решено основным методом использовать эмоционально-об¬разную терапию.
Этапы исследования:
1. Выбор методов исследования.
2. Определение этапа проработки горя с помощью авторской методики «Дифференциал симптомов горя», методики постановки вопросов, самоотчетов испытуемого.
3. Консультативное консультирование, включающее технические приемы ре-переживания, разблокирования эмоций и их проработки.
4. Повторное определение этапа проработки горя с помощью авторской методики «Дифференциал симптомов горя», методики постановки вопросов, самоотчетов испытуемого.
5. Анализ полученных результатов.