7-Приложение 4.
Ведущему нужно обратить внимание на связанность некоторых характеристик ребенка из левой и правой частей таблицы (продолжением достоинств часто являются недостатки).
«Тень»
Цель. Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности, умения подстраиваться под другого.
Все участники разбиваются на пары (родитель с ребенком). Звучит фонограмма спокойной музыки. Один человек (родитель) — «путник», другой (ребенок) — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет его «тень». «Тень» старается точь-в-точь скопировать движения «путника». Через некоторое время участники меняются ролями.
Желательно стимулировать «путников» к выполнению разных движений: «сорвать цветок», «присесть», «проскакать на одной ноге», «остановиться и посмотреть из-под руки» и т.д.
После игры — обсуждение.
«Белые медведи»
Цель. Снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, снятие мышечного напряжения.
Выбирается ведущий. Он догоняет участников, которые разбегаются по залу. Те, которых ведущий «осаливает», берутся за руки, образуя цепочку. Следующих «медведей» ловят «цепочкой».
Упражнение быстро снимает напряжение, создает приятную атмосферу сотрудничества.
«Упрямый»
Цели. Повышение самооценки, развитие ощущения свободы, автономности при общении с родителями, самоконтроля, внимания.
Родители и дети в кругу. Выбирается самый упрямый ребенок. Его мама — ведущая. Родитель дает команду, все выполняют ее, а ребенок — наоборот. Например, все поднимают руки вверх — ребенок опускает их вниз.
Сказка
«Баржа»
Дети и родители называют все, что может объединять людей: например, семья, дружба, беда, праздник, поход и т.д.
Презентация
«Игра без правил»
Важно, чтобы в игре родитель и ребенок с помощью выражения «Я думаю, что ты не любишь...» открылись друг другу «как есть» — теми своеобразными чувствами, которым нет ни разумного объяснения, ни суда — вот так я чувствую, вот так я вижу...
«Машины»
Цели. Налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
Участники группы разбиваются на пары (родитель и ребенок). Ребенок в роли «машины» — родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.
Домашнее задание (См. приложение 3)
Рефлексия «Связующая нить»
«Колокол»