Заключение 2.
Для ее подтверждения был подобран диагностический инструментарий, программа коррекции родительско-детских взаимоотношений, выбрана база проведения эксперимента. В эксперименте принимали участие 3 многодетные семьи, имеющие в своем составе учеников школы, на базе которой проводился эксперимент. Эксперимент состоял из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено тестирование родителей по методике «Тест родительского отношения» (А.Я.Варга, В.В.Столин) с целью определения родительской позиции к своим детям, принимавшим участие в эксперименте. С целью определения у детей фонового уровня эмоционального психологического благополучия, позитивности и адекватности самовосприятия было проведено тестирование по методикам «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А.М.Прихожан) и «Лесенка» (По Т.Д. Марцинковской). Первичное сопоставление результатов подтвердило, что неадекватное отношение родителей к ребенку в многодетной семье обуславливает его тревожное состояние, эмоциональный психологический дискомфорт.
На этапе формирующего эксперимента со всеми участниками исследования проводились групповые занятия по программе коррекции детско-родительских отношений «Связующая нить» (Н.Григори). Занятия проводились 2 раза в неделю, всего было проведено 10 занятий.
На этапе контрольного эксперимента проводилось повторное тестирование родителей и детей. Цель его – убедиться в том, что психологическое благополучие детей зависит от родительской позиции. Предполагалось, что участие родителей в программе коррекции детско-родительских отношений вместе со своими детьми будет содействовать оптимизации родительских установок, коррекции родительской позиции, что отразится на уровне психологического благополучия их детей. Зафиксировать произошедшие изменения планировалось с помощью сопоставления результатов первичной и повторной диагностики. В доказательстве гипотезы данного исследования прослеживается определенная логика: чем адекватнее родительская позиция по отношению к ребенку, тем выше уровень психологического благополучия этого ребенка.
Оптимизация родительской позиции после формирующего эксперимента способствовало повышению уровня психологического благополучия, что выразилось в снижении уровня тревожности и повышении уровня самооценки у всех детей.
Таким образом, была доказана функциональная связь между независимой переменной «родительская позиция» и переменными, отражающими уровень психологического благополучия их детей:
• «уровень тревожного состояния, эмоционального психологического дискомфорта каждого ребенка»;
• «уровень позитивности и адекватности самовосприятия каждого ребенка».
Был сделан итоговый вывод: психологическое благополучие детей в условиях многодетной семьи выступает как следствие адекватной родительской позиции. Родительская позиция, являясь определяющим фактором в структуре семейных взаимоотношений, влияет на психологическое благополучие детей. Позиция родителей к одному ребенку может отличаться от позиции к другому, что приводит к различному уровню психологического благополучия детей в многодетной семье. Создание психолого-педагогических условий по оптимизации родительской позиции позволит нейтрализовать влияние этих негативных факторов на личность ребенка. Это утверждение еще раз доказывает, что помощь многодетным семьям должна быть ориентирована на работу по активизации жизненного потенциала самой семьи, а не ограничиваться лишь материальной помощью.
Итак, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели достигнуты. Значит, проведенная работа является эффективной.