2.3. Результаты исследования
2.3.1. Тест родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Тест родительского отношения использовался для определения позиции родителей к своим детям до и после занятий по программе коррекции детско-родительских отношений. Данные по каждой семье были сведены в таблицы, на основе их построены диаграммы. В таблицы были занесены средние показатели отцов и матерей. В процессе обработки данных для удобства интерпретации результатов была выбрана основная шкала «Принятие», наиболее полно отражающая родительскую позицию. После констатирующего эксперимента в каждой семье были выделены дети, по отношении к которым у родителей была сформирована неадекватная позиция, то есть показатели по шкале «Принятие» находятся в диапазоне от 0 баллов до 12 баллов. Низкие баллы по этой шкале означают, что родители испытывают по отношению к этим детям в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Родители считает этих детей неудачниками, не верят в их будущее, низко оценивает их способности.
В первой семье таких детей было двое из трех: у Даши – 8,5 баллов, у Оксаны – 8 баллов. В отличие от девочек в этой семье Егор получил 15 баллов, что соответствует среднему показателю. После формирующего эксперимента показатели у всех трех детей по шкале «Принятие» повысились (см. приложение 6):
Даша – показатели по шкале «Принятие» повысились с 8,5 баллов 21,5 баллов;
Егор - показатели по шкале «Принятие» повысились с 15 баллов 24 баллов;
Оксана - показатели по шкале «Принятие» повысились с 8 баллов 25 баллов.
Во второй семье детей, по отношению к которым у родителей сформирована неадекватная позиция, трое из четырех. Ербол получил 8,5 баллов, Жаслан - 12,5 баллов, Медет – 12 баллов. В отличие от мальчиков в этой семье Жанара получила 15,5 баллов, что соответствует среднему показателю. После формирующего эксперимента показатели у всех четырех детей по шкале «Принятие» повысились (см. приложение 8):
Ербол – показатели по шкале «Принятие» повысились с 8,5 баллов 23,5 баллов;
Жанара - показатели по шкале «Принятие» повысились с 15,5 баллов 20,5 баллов;
Жаслан - показатели по шкале «Принятие» повысились с 12,5 баллов 22 баллов;
Медет – показатели по шкале «Принятие» повысились с 12 баллов 25,5 баллов.
В третьей семье зафиксирован низкий показатель по шкале «Принятие» только у одного ребенка – Дамира. После формирующего эксперимента показатели у всех четырех детей по шкале «Принятие» повысились (см. приложение 10):
Дамир – показатели по шкале «Принятие» повысились с 12 баллов 21,5 баллов;
Айгерим - показатели по шкале «Принятие» повысились с 19 баллов 22,5 баллов;
Индира - показатели по шкале «Принятие» повысились с 21,5 баллов 22 баллов;
Мадина – показатели по шкале «Принятие» повысились с 21 баллов 24,5 баллов.
Объективные данные результатов теста показывают, что после формирующего эксперимента позиция родителей к своим детям изменилась в позитивную сторону. Наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей во всех трех семьях показало, что у родителей наблюдается более выраженное положительное отношение к своим детям. Родители стали принимать своих детей такими, какими они есть, уважать и признавать их индивидуальность, проводить с ними достаточно много времени.
Следующий этап в доказательстве гипотезы данной дипломной работы состоял в том, чтобы зафиксировать связь между независимой переменной «родительская позиция» и переменными, отражающими уровень психологического благополучия их детей:
• «уровень тревожного состояния, эмоционального психологического дискомфорта каждого ребенка»;
• «уровень позитивности и адекватности самовосприятия каждого ребенка».