Продолжение 3 - 1.4. Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье.
В группе детей эта избирательность порождает ряд явлений, которые имеют характер общих социально-психологических закономерностей, проявляющих во всех возрастных этапах. К ним в первую очередь следует отнести статусную структуру группы, её дифференциацию на членов, занимающих различные помещения. На любом возрастном этапе в группе имеются люди, которые пользуются расположением (симпатией) многих детей и занимают с этой точки зрения «высшее» положение, а также имеются те, кто занимает «среднее» положение или ниже среднего. В группе могут быть люди, не пользующиеся симпатиями других членов или вызывающие к себе антипатию, в силу чего они оказываются в своеобразной психологической изоляции.
Общий характер статусной структуры выражается в том, что крайние социометрические категории (лидеры и отверженные – аутсайдеры) всегда более малочисленны, чем средние (принятые). Обнаруживается и возрастная тенденция: число людей в крайних статусных группах с возрастом увеличивается. По-видимому, это объясняется повышением избирательности в межличностных отношениях. Данные полученные Я.Л. Коломинским, свидетельствует о диагностическом значении показателя, который называется «уровень благополучия взаимоотношений» (УБВ) – это соотношение числа членов группы, находящихся в благоприятных статусных категориях (I и II) с числом членов группы, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (III и IV). Если в группе большинство членов относится к I и II категориям, УБВ определяется как высокий; при одинаковом соотношении он квалифицируется как средний; при преобладании в группе людей с низким статусом – как низкий. Эксперименты, проведенные Я.Л. Коломинским, выявили, что в сопоставлении высоты УБВ со стилем отношения учителя к детям обнаруживается четкая зависимость: в классах с положительными стилями отношений УБВ выше, чем в классах с отрицательным стилем. Выводы констатирующего исследования подтвердились результатами преобразующего психолого-педагогического эксперимента, направленного на изменение статусной структуры путем оптимизации стиля отношения к детям [23].
Другим вашим диагностическим критерием может считаться «ниже изолированности» (аутсайдеры) – процент членов группы, оказавшихся в IV статусной категории. Я.Л. Коломинский совместно с Н.А. Березовым обнаружил четкую связь типа отношений учителя к классу с величиной этого индекса. В классах с устойчиво-положительным стилем отношения он составляет в среднем 12,5%, с отрицательным стилем – 21%. Эта величина существенно уменьшилось в результате соответствующих психолого-педагогических воздействий. Избирательность отношений между членами малых групп проявляется также в различной степени взаимности симпатий. Ясно, что потребность человека в общении с определенными членами группы может быть удовлетворима в том случае, если она взаимна. Можно предположить, что взаимное отношение, фиксируемое в социометрическом опыте, с большой степенью вероятности может считаться показателем реального общения. Это не значит, что реальное общение всегда основано на взаимности симпатий, но наблюдение свидетельствует о том, что устойчивое и глубокое общение базируется именно на симметричных эмоциональных стремлениях. Обнаружено также, что в группах, которые характеризуется как более организованные и сплоченные, наблюдается связь между уровнем благополучия отношений с коэффициентом их устойчивости и коэффициентом взаимности. Исходя их того, что дети в многодетной семье представляют собой малую группу, следует выделить особенности их взаимоотношений.