Приветствую Вас, Гость! Регистрация RSS

Пригодится для студента-психолога

Пятница, 01.11.2024
Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Проблемы психологического благополучия детей в условиях многодетной семьи

Продолжение 1 - 1.4. Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье

Продолжение 1 - 1.4. Семья как социальная группа. Особенности взаимоотношений родителей и детей в многодетной семье.

Внутрисемейные связи в многодетной семье, как известно, включают супружеские отношения, родительско - детские и отношения между детьми. Данные экспериментов показывают, что больше трудности в воспитательном процессе семьи, имеющей несколько детей, связаны именно с налаживанием дружеских взаимоотношений между ними. Особое значение внутрисемейных отношений, семейного микроклимата для воспитания детей отмечалось многими русскими исследователями. Так П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что условие для семейной жизни помогает ребенку осознать свою причастность к роду человеческому, приобщиться к духовным ценностям народа, его языку, правам, оставляют неизгладимый след на всем его будущем существовании. Семейная жизнь, как писал Острогорсний А.Н., имеет для ребенка то же значение, что и общественная – для взрослых. Дети пробуют свои силы и возможности прежде всего в семье, а затем уже в общении с детьми и взрослыми вне дома. Атмосфера семьи, весь семейный уклад оказывает влияние на ребенка. Опыт общение, полученный в семье, очень важен. Им в значительной степени определяется благополучие взаимоотношений ребенка с окружающими людьми. О влиянии внутрисемейных отношений на формирование социального опыта ребенка свидетельствуют работы современных психологов, педагогов и практика семейного воспитания (А.Я. Варга, В.К. Котырло, А.С. Спиваковская, В.Я. Титиренко и др.) [20].

Многодетная семья является личностной микросредой для ребенка. Специфическая особенность личностной микросреды составляет не столько её ограниченность, сколько то решающее обстоятельство, что ребенок активно взаимодействует с ней, приобретает здесь свой социальный опыт, эмоционально переживает свои взаимоотношения с составляющим её модели. Личностная микросреда ребенка, в данном случае, это - многодетная семья, представляет собой единство двух основных социально психологических подсистем: первоначально это подсистема «взрослый – ребенок», к которой на определенной стадии онтогенеза подключается система «ребенок – ребенок». В многодетной семье система «ребенок – ребенок» реализуется способом – братья и сестры. На эту связь продолжает действовать система «взрослый – ребенок» (или «родители – дети»). Анализ генезиса взаимоотношений в системе «ребенок – ребенок» необходимо начать с рассмотрения исходной, начальной системы «взрослый – ребенок» . Именно в этой зарождается и получает стимул к развитию и саморазвитию потребность в общении, которая предстает определяющим в мотивационно–потребностной сфере межличностных отношений.

Как и когда возникает взаимоотношения и общение ребенка со взрослым? Этот вопрос не так прост, как представляется на первый взгляд, и стереотипный ответ: «с момента рождения ребенка» неточен. Дело в том, что отношение матери (и других значимых взрослых) к ребенку возникает до его появления на свет. Это отношение связано с содержанием комплекса соответствующих социально-психологических эталонов, стандартов и стереотипов в области семейных традиций и индивидуальных установок относительно социально - одобренных норм материнской любви, забота о детях, обязанностей, связанных с ними и т.д. Таким образом, еще до рождения мать прогнозирует свое будущее отношение к нему. В данном случае можно говорить о наличии отношения без соответствующей реализации в процессе общения [23].

Рейтинг: 5.0/2
Счетчики: 1352 | Добавил: Alexey
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]