ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования
В большинстве случаев поступление ребёнка в детское дошкольное учреждение сопровождается проблемами его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети успешно с ней справляются. Возникновение у ребёнка так называемого адаптационного синдрома является прямым следствием его психологической неготовности к выходу из семьи.
В последнее время интерес к проблеме адаптации детей к новым условиям чрезвычайно повысился в связи с переживаемым в Казахстане социально-экономическим кризисом. Переход ребенка из одних условий существования в другие сложен всегда, а в наше время он значительно затруднен дополнительными стрессирующими факторами. Нестабильность и динамичность современной жизни требуют быстрого и адекватного реагирования. Однако адаптационные возможности ребенка, особенно раннего возраста, ограничены, поэтому резкий, неподготовленный переход его в новую социальную ситуацию зачастую приводит к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития.
Процесс адаптации к новым условиям детей и семьи в целом стал предметом изучения многих психологов, психиатров и социологов как в Казахстане, так и за рубежом (Д.Н.Исаев, В.И.Гарбузов, А.И.Захаров, Е.О.Смирнова, Р.В.Тонкова-Ямпольская, Ю.С.Шевченко, Е.Шмидт-Кольмер, M.Rutter, J.Bowlby и др.). Исследователи указывают на необратимость нарушений в личностном развитии ребенка в случаях отсутствия у него психологической готовности к переходу в новые социальные условия. В период адаптации наблюдаются нарушения сна, аппетита, повышается заболеваемость, отмечаются неадекватные реакции на окружающее и трудности в поведении (Н.М.Аксарина, Г.В.Гриднева, Л.Г.Голубева, К.Л.Печора, В.Манова-Томова, С.Аврамова).
В настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания уже на самых ранних этапах жизни ребенка. Вместе с тем, проблемы психологической адаптации к детскому дошкольному учреждению разработаны недостаточно. Как родители, так и педагоги, параметрами готовности ребёнка к поступлению в детский сад считают владение навыками самообслуживания и привычку к режиму дня, приближенному к ясельному. Вопрос же о том, в какой мере ребёнок готов к разлуке с матерью, к установлению контактов с новыми незнакомыми детьми и взрослыми, к принятию и соблюдению достаточно сложных и не всегда понятных для него социальных норм и правил поведения, ни родителями, ни персоналом детских садов даже не обсуждается. Более того, нередко родители, отмечая у своего ребёнка слабое развитие навыков общения, стремятся отдать его в детский сад именно для того, чтобы он этому научился. В целом проблема психологической готовности ребёнка раннего возраста к выходу из семьи представляется ничуть не менее важной, чем проблеме готовности к школьному обучению. Игнорирование её порождает в дальнейшем так называемого «несадовского», а потом и «нешкольного» ребёнка, не могущего и не желающего принять иные, более жёсткие, чем в семье, социальные нормы и выдвигающего в качестве защитного механизма бесконечные соматические и нервные заболевания.
Вышеуказанное позволило определить тему дипломной работы: «Критерии психологической готовности ребенка к поступлению в детские дошкольные учреждения».