Главная » Онлайн игры » Бесплатные дипломные по психологии » Изучение влияния танцевальной терапии на психологическое здоровье подростков |
Продолжение 20 - 2.1 Схема и этапы исследования.
Предложенный выше вариант экспериментирования с ограниченными и свободными движениями – более легкий и щадящий, чем будет представлен ниже. Второй вариант предназначен для тех групп, в которых одной из задач тренинговой работы является осознание и развитие отношений в данной группе. Это касается прежде всего групп со сложившимися до тренинга внутригрупповыми отношениями. Это упражнение разработано под впечатлением от экспериментов, проведенных У. Беннисом, Г. Шепардом (1956) и Стенли Милграмом (1965, 1974). Хочу подчеркнуть, что использование этого упражнения требует достаточной психологической подготовки ведущего: как личной, так и профессиональной. Он должен быть в состоянии справиться с сильными отрицательными эмоциями, которые возникают у участников во время выполнения этого упражнения, в том числе и по отношению к нему. Также он должен суметь правильно использовать полученный в ходе проведения упражнения материал – в целях осознания и развития участниками структуры межличностных отношений в группе. Итак, по периметру комнаты, в которой проводятся занятия, ставятся стулья спинками к участникам таким образом, что они очерчивают собой круг, за которым находятся члены группы. Ведущий находится за кругом. Звучит музыка и участники начинают экспериментировать со свободным течением движений – они двигаются спонтанно, свободно передвигаясь в пространстве, взаимодействуя с другими участниками. Постепенно круг, очерченный стульями, сужается. Ведущий, медленно передвигаясь по внешнему кругу, немного сдвигает стулья вперед к участникам, побуждая их сближаться. Наконец, участники зажаты совсем в тесный кружок, а ведущий все продолжает уменьшать пространство. Улыбки на лицах участников исчезают, они перестают понимать ведущего, ведь им уже практически невозможно двигаться. Ведущий просит еще ужаться, возможно избавившись от кого-то из участников группы (выставив их за круг). Теоретически, упражнение может продолжаться до тех пор, пока в центре круга не останется один человек. В большинстве случаев упражнение можно прекратить уже тогда, когда группа начинает выталкивать кого-то из участников, или когда члены группы начинают сами покидать группу, чтобы остальным не пришлось делать мучительный выбор. Идеальным, искомым вариантом развития событий является тот, когда группа отказывается выполнять упражнение, вступая в конфронтацию с ведущим. Таким образом участники группы берут ответственность за происходящее на себя, приобретая большую групповую автономность, осознавая себя как членов чего-то большего, чем просто сумма людей, осознавая себя как членов группы. При обсуждении важно дать участникам выразить свои чувства, свое видение происходящего, объяснить себе и другим то, что произошло. Для того, чтобы запустить процесс свободного выражения чувств, ведущий сам может рассказать о своих затруднениях, о своем смятении в ситуации, когда он вынужден был «давить» группу, чтобы она осознала свою целостность. После обмена чувствами и обсуждения того, что произошло, для ослабления отрицательных эмоций участников группы и повышения групповой самооценки ведущий может рассказать об экспериментах С. Милграма. При проведении этих экспериментов испытуемый бил током возрастающей интенсивности второго участника эксперимента (помощника экспериментатора), наказывая за ошибки при решении интеллектуальных задач. Чтобы вынудить испытуемого продолжать (дойти до максимальной силы тока, которая может принести вред второму участнику эксперимента, но на самом деле удары не производились, а помощник экспериментатора имитировал сердечное недомогание при каждом возрастающем ударе), экспериментатор использовал ряд фраз, самая сильная с точки зрения давления на испытуемого была такая: «У вас нет другого выбора; вы должны продолжать». И при этом около 65% всех испытуемых дошли до конца! То есть только 35% испытуемых отказались от участия в эксперименте. |
Рейтинг: 5.0/1 |
Счетчики: 563 | Добавил: Alexey |
Всего комментариев: 0 | |